Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Новая педагогика » Формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей посредством тренинговых занятий » Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей

Страница 5

Анализ результатов диагностики позволил установить, что для студентов контрольной группы характерны различные уровни проявления профессиональной направленности (от низкого до высокого уровня). Высокий уровень учебно-профессиональной направленности выявлен лишь у 20% опрошенных (первичный замер – 35%), средний уровень – у 55% от общего количества опрошенных (первичный замер – 55%). Студентов с низкими показателями уровня учебно-профессиональной направленности выявлено 25% (первичный замер – 10%), т.е. показатели изменились.

Проверка статистической достоверности различий между показателями в экспериментальной и контрольной группе по показателю УПН (учебно-профессиональной направленности) проводился с применением критерия Фишера.

Были выдвинуты проверяемые гипотезы:

Н0: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах и имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо не различаются.

Н1: доли студентов, обучающихся в контрольной и экспериментальной группах, имеющих низкий, средний и высокий уровень сформированности учебно-профессиональной направленности значимо различаются.

Полученные результаты, обработанные по таблице критических значение, подтвердили гипотезу Н1.

Таким образом, анализ результатов вторичного замера свидетельствуют о том, что показатели сформированности уровня профессиональной направленности (УПН) в группах значимо различаются. Так, в экспериментальной группе показатели УПН значительно выше, чем в контрольной, что указывает на позитивную динамику в уровне сформированности мотивационного компонента ценностного отношения к педагогической деятельности у студентов колледжа, будущих учителей.

Анализ результатов диагностики по изучению педагогического сознания (автор, С.В. Пазухина) позволил сделать следующие качественные выводы:

1) Определяя профессиональные цели и мотивы студенты экспериментальной группы (2 «а» группа), всего 39% от общего количества опрошенных, после посещения занятий рассматривают педагогическую деятельность как средство самосовершенствования и самоутверждения, осознают перспективы профессионального роста. При этом большинство студентов контрольной группы (2 «р» группа), всего 41% от общего количества опрошенных продолжают видеть цель педагогической деятельности в формировании у учащихся системы знаний, умений и навыков.

2) Рассматривая социальную ценность профессии учителя студенты экспериментальной и контрольной группы определяют ее значимость в аспекте обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако, студенты 2 «а» группы более конкретны в своих высказываниях относительно влияния данного фактора на развитие ребенка, становления его индивидуально-личностных свойств.

3) Описывая представления об идеальном учителе студенты контрольной группы отдают предпочтения таким качествам, как общительность, самостоятельность и критичность мышления, ответственность, эмпатичность, уверенность в себе и др. Содержание ответов студентов контрольной группы существенно не изменились по отношению к результатам первичной диагностики.

4) Описывая образ ребенка, который сформировался у будущих учителей, значительная часть студентов экспериментальной и контрольной групп отмечают необходимость создания гуманных условий, обеспечивающих развитие личности школьника.

5) Определяя отношение к различным сторонам педагогической деятельности, студенты экспериментальной группы значительно менее склонны рассматривать негативные ее аспекты, акцентируя внимание на возможности профессии в плане самосовершенствования.

Таким образом, качественный анализ результатов диагностики позволил установить наличие позитивной динамики в уровне сформированности когнитивного и аффективного компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, входящих в состав экспериментальной группы

В целом, полученные результаты с использованием методов статистической обработки данных позволили констатировать, что у студентов экспериментальной группы, участвовавших в реализации программы тренинга, уровень сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности значительно выше, чем в контрольной группе.

Таким образом, проводимая экспериментальная работа в целом подтвердила выдвинутую гипотезу о том, реализованная нами программа тренинга оказывает положительное влияние на уровень сформированности ценностного отношения к профессиональной деятельности студентов колледжа, будущих учителей.

В ходе экспериментального исследования получен и систематизирован большой объем фактических данных, характеризующих особенности формирования отдельных составляющих аксиосферы студентов колледжа, подробно описаны этапы и механизмы формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы
"Конвенция ООН о правах ребенка" помогает правильно определить роль сторон, участвующих в воспитании подрастающего поколения. Так в ст. 27 п. 2 и 3 говорится: "Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение, в пределах своих способностей и финансовых возможностей, условий жизни, необходимых для развития ребенка"; а "Государств ...

Перспективы саморазвития по окончании ВУЗа
Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института – образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Усиление внимания к проблеме саморазвития студента сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии неординарно мыслящей, свободной личности, п ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru