На данном этапе эксперимента мы провели работу по формированию мотивационных факторов у старшеклассников. Для этого мы провели серию занятий, план которых приведен в приложении 4. Занятия были направлены на формирование критериев, определенных в начале экспериментального исследования - познавательного интереса, самооценки склонностей к профессиональным сферам деятельности и профессиональную направленность личности и сформированность профессионального плана.
В ходе данного этапа эксперимента были проведены консультации со старшеклассниками.
Тематика психоконсультирования:
Тема: Склонности и интересы в профессиональном выборе (“хочу”).
Содержание. Понятие о интересе -“хочу знать", склонности “хочу делать”. Значение интересов и склонностей в профессиональной деятельности.
Диагностическая работа. Карта интересов.
Развивающая работа. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующий профессиональной сферы.
Тема: Что Я знаю о мире профессий? Классификация профессий.
Содержание. Что такое профессия? Классификация профессий по профессиональным сферам деятельности.
Развивающая работа. Игра “Аукцион” (работа в группах).
Тема: Мои личные и профессиональные планы.
Содержание. Понятие личный профессиональный план как образ, мысленного представления будущего.
Развивающая работа. Схема построения профессионального будущего.
Основной цель психоконсультирования учащихся является выявление сформированности профессионального плана. Главным критерием сформированности профессионального плана является - не чья либо внешняя оценка готовности к выбору профессии, а состояние удовлетворенности оптанта сделанным выборам, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны.
Критерии сформированного профессионального плана:
Профессиональный план отсутствует, склонности не выражены.
Профессиональный план отсутствует, но склонности выражены.
Профессиональный план сформирован при отсутствии склонностей.
Профессиональный план рассогласован со склонностями.
Профессиональный план согласован со склонностями.
И, наконец, мы разработали профориентированный лекторий для старшеклассников, направленный на психологическую помощь в профессиональном самоопределении старшеклассников.
Профинформационный лекторий помогает учащимся увидеть особенности мира профессий. Главная задача которого не сводиться только к ознакомлению учащихся с миром профессий, а состоит в том, чтобы развивать и углублять полученные знания.
Тематика:
Тема: Внутренний мир человека и возможности его познания.
Содержание. Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности в оказании помощи в профессиональном самоопределении.
Практическая работа. Составление “дерева" психологических качеств личности.
Тема: Какие бывают профессии.
Содержание. Можно ли познать мир профессий? Научные способы квалификации профессий. Квалификация профессий за рубежом.
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась через специально организованную систему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий, а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляют профессии.
Основная цель курса “Я выбираю профессию”:
актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соответствия в процессе получения первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессий.
Результатом коррекционо-развивающей работы являлось умение сопоставлять свой профессиональный план и индивидуальные особенности, которые необходимы для реализации профессионального плана.
Для проверки эффективности эксперимента, было проведено контрольное обследование школьников. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего обследования уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников. Данные контрольного этапа эксперимента по проведенной диагностике в экспериментальной и контрольной группах испытуемых приведены в таблице 3. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего обследования уровня сформированности мотивационных факторов.
Таблица 3. Показатели уровня сформированности мотивационных факторов старшеклассников на контрольном этапе эксперимента
Уровень сформированности мотивационных факторов старшеклассников |
Количество наблюдений |
% |
Низкий |
0 |
0 |
Средний |
7 |
70 |
Высокий |
3 |
30 |
Похожие статьи:
Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через
игровые методы
Оптимизация- это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Автором теории оптимизации является академик Ю. К. Бабанский. Оптимизацию можно рассматривать как науку и как искусство. Как науку потому, что она требует знания и применения закономерностей, принципов, способов; может быть представлена в виде предписаний, требований, рекомендаций, общих для всех лиц, стремящихся оптимизи ...
Роль грамматических навыков в овладении иноязычной деятельностью
Под грамматическим навыком подразумевается систематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи в данной ситуации, правильно оформленным речевым единицам грамматического уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности . Роль грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьников читать, ...