Подкорковая дизартрия.
Причина возникновения - поражение подкорковых узлов головного мозга. Ребенок, только что правильно говоривший, через мгновение не может произнести ни звука, и все это из-за артикуляционного спазма. Главной особенностью является то, что наряду с нарушением звукопроизношения для подкорковой дизартрии характерно отсутствие стабильных, однотипных нарушений, страдает вся просодическая сторона речи: темп, ритм, интонация. Эти дети говорят или быстро, или, наоборот, медленно с паузами. Их речь монотонна, однообразна, не модулирована. Голос - прерывистый, затухающий, переходящий в неясное бормотание, с носовым оттенком. Возможны непроизвольные выкрики прорываются фарингеальные звуки. Таким образом, речевые возможности ребенка зависят от его состояния. Важно всегда помнить и учитывать, что подкорковая дизартрия осложняется нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости (прежде всего, страдает слух на высокие тона).
Мозжечковая дизартрия
в чистом виде встречается редко.
Этиологические факторы - поражение мозжечка и его связей с другими отделами центральной нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.
Неврологический статус - отмечается пониженный тонус в мышцах языка, губ; язык тонкий, распластанный, подвижность era ограничена, артикуляционная поза удерживается с трудом. Движения языка не точны, при более тонких движениях отмечается мелкое дрожание языка. Мягкое небо - паретично. Подвижность, объем, темп движений органов артикуляции ограничен снижен. Мимика вялая. Нарушена координация движений.
Речевой статус - речь при мозжечковой дизартрии невнятная, замедленная, ребенок не в состоянии координировать речедвигательный процесс, он с трудом ворочает языком. Речь толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией ударений, затуханием голоса к концу фразы, иногда сопровождается выкриками отдельных звуков. Диагностировать помогают походка и речь "пьяного" человека.
Бульварная дизартрия.
Продолговатый мозг имеет форму луковицы, отсюда его название.
Причина возникновения - одностороннее или двустороннее поражение периферических двигательных нейронов (тройничного, лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).
Неврологический статус - имеет место периферический парез; параличи и парезы мышц артикуляционной мускулатуры избирательные, вялые. Подвижность артикуляционной мускулатуры ограничена в зависимости от степени паралича. Лицо амимично. Нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание.
Речевой статус - голос слабый, назализованный, нет звонких звуков, они оглушаются, причина - парез голосовых связок. Многочисленные искажения звукопроизношения из-за паретического состояния мышц, языка, глотки. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному звуку. Все смычные приближаются к щелевым, переднеязычные - к единому глухому плоскощелевому звуку.
Псевдобульбарная дизартрия- двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов, идущих от коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов ствола.
Неврологический статус - повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах по типу спастичности, вызывает спастическую форму псевдобульбарной дизартрии; понижение мышечного тонуса - паретическую форму. Отмечается ограничение произвольных движений. Язык напряжен, оттянут назад, кончик языка не выражен, отклоняется в здоровую сторону, наблюдается саливация (слюнотечение). Движения замедлены в темпе, отличаются малой амплитудой, истощаемостью, повышением мышечного тонуса, диффузным перемещением.
Речевой статус - в звукопроизношении избирательные трудности, страдают р, л, ш, ж, ц, ч (сложные по артикуляции переднеязычные звуки). При спастической дизартрии происходит озвончение глухих согласных. Голос, дыхание, интонационно-мелодическая сторона речи нарушены. При паретичной - страдают смычно-губные звуки (п, б, м), язычно-альвеолярные гласные (и, ы, у). Отмечается назализация звуков.
Похожие статьи:
Методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ
процесса и продукта деятельности»
Также оценить уровень коммуникации можно с помощью метода «психологического анализа процесса и продукта деятельности», который позволяет проследить за течением, последовательностью выполнения той или иной деятельности (игровой, учебной, трудовой), раскрыть психологические закономерности определенных этапов процесса деятельности. Примером такого исследования может быть изучение процесса и продукта ...
Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и зауч ...