Предметом педагогики является исследование тех граней в формировании и развитии человеческой личности, которые позволяют разрабатывать на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса. Необходимо оговориться, что вузовская педагогика приобретает особый оттенок в силу ряда причин: специфика возраста (студенты еще и не взрослые, но уже и не дети); специфика коллектива (педагогическое общение происходит в кругу коллег); в большинстве случаев заинтересованность в учебном процессе обеих сторон.
Основные категории педагогики - базовыми понятиями педагогики являются: преподавание – деятельность тех, кто обучает; учение – деятельность тех, кто учится; Основные категории педагогики соответственно: образование, воспитание, обучение.
Обучение СНОСКА - процесс передачи и активного усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности, необходимых для непрерывного образования) - Это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, т. е, в конечном счете, приобретение знаний. В процессе обучения, воспитания и развития, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования.
Знания – это факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.
Умения – практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, т.е. производимые без особого контроля со стороны сознания.
Процесс обучения имеет две функции: развивающую и воспитательную. Развивающая означает, что во время обучения происходит развитие, но обучение не влечет развитие автоматически, само собой, личность развивается только в процессе деятельности. Воспитательная – тоже не автоматически вытекает из обучения, кроме того, особая сложность реализации воспитательной функции связана еще и с влиянием различных внешних факторов: семья, микросреда и т.д.
Принципы обучения носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Однако в процессе обучения необходимо ориентироваться не на отдельные принципы, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых и создание благоприятных условий для обучения.
Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень развития познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Различают общее и специальное образование. Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения и навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального образования. По уровню и объему содержания, как общее, так и специальное образование могут быть начальным, средним и высшим. И завоевание последнего времени – образование взрослых. Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи последующему поколению социально значимого опыта предшествующего поколения.
Похожие статьи:
Новые информационные технологии в обучении английскому языку
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...
Значение игры в дошкольном детстве
Одним из заблуждений педагогической практики было то, что ожидание изменений в личностном развитии ребенка прогнозировались только в сторону возникновения положительных качеств и свойств. Вместе с тем, развитие психики - это динамичный противоречивый процесс. В этой связи на определенном этапе развития ребенка закономерно появление негативных проявлений, кризисных состояний. Л.С. Выготский писал ...