"Я - сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Таблица №2
педагог |
Модель |
1 |
Диктаторская "Монблан" |
2 |
Негибкого реагирования "Робот" |
3 |
Активного взаимодействия "Союз" |
4 |
Негибкого реагирования "Робот" |
5 |
Авторитарная "Я сам (а)" |
По результатам проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
· два педагога из пяти опрошенных, что составляет 40%, используют модель негибкого реагирования (
"Робот"). Что приводит к низкому социальному взаимодействию.
· Четыре педагога из пяти опрошенных, что составляет 80 %, используют такие модели, в которых студенты не развивают свою собственную инициативу.
По итогам проделанной работы можно сказать, что педагогическому составу ОмГАУ необходимо менять модели своего общения со студентами.
Ведь если судить по таблице №2, то только один педагог из пяти опрошенных, что составляет 20%, использует, такую модель, способствующую развитию у студентов, как профессиональных, так и моральных качеств.
Это анкетирование выявило то, что педагоги плохо знают технологию педагогического общения. Что может привести к непониманию студентов и педагогов, вследствие чего, будет снижен уровень профессиональной компетенции у будущих специалистов. Для повышения коммуникативных качеств педагога я составила задание .
Одна из сложных проблем профессиональной школы - проблема педагогического общения.
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и обучающихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с студентами духовными ценностями. Общий язык с обучающимися это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Похожие статьи:
Структура и основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: ¾ цели обучения - общие и конкретные; ¾ содержание учебного материала; в) процессуальная ч ...
Понятие общего недоразвития речи
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренковой, Г.А.Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т. Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом с ...