Процесс формирования знаний происходит как в стихийной форме, так и в процессе целенаправленного обучения.
Обучение -процесс целенаправленной передачи исторического опыта, организации формирования знаний, умений и навыков.
В обучении используются наглядные, словесные, игровые, практические методы. Методы обучения рассматриваются как способы работы педагога с детьми с целью приобретения последними знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. В обучении познавательная деятельность детей тесно связана с практической деятельностью, имеющей образовательное и воспитательное значение.
Суть обучения заключается не только в том, как доносит до детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей -
носит ли она чисто познавательный характер или действия ребёнка практические.
Экологические знания -
это знания, которые помогают сформировать у детей определённое отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию, познавательный опыт в целом.
Экологические знания становятся основой экологического воспитания. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением сочувствовать, удивляться, заботиться о живых организмах, умением видеть красоту окружающего мира.
Важным педагогическим условием формирования знаний о растениях является использование наблюдения, так как оно повышает интерес к природе, создаёт условия для применения знаний, в новой ситуации стимулирует развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.
Наблюдению, как важному методу познания природы, придавали очень большое значение. В 50-70-е годы проводились исследования, которые позволили вскрыть особенности познания дошкольниками природы через наблюдение. Авторы показали, что правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчётливых представлений о растениях, деревьях, кустарниках.
Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщённые представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений.
Видный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности (23).
В исследованиях утверждается, что наблюдение -
это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-
волевые стороны личности ребёнка.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания хорошо усваивались. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог должен регулировать его по времени, объёму и содержанию.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приёмы, организующие активное восприятие детей: задаёт вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Познание дошкольниками явлений природы возможно не только посредством наблюдений -большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность.
Модель -это предметное, графическое или действенное изображение чего-
либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования -
обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях растений, их структуре.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Похожие статьи:
Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии
речи в уголке природы
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с.требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы ...
Организация сотрудничества в процессе урока
Сотрудничество - определенные взаимоотношения между участниками совместной деятельности, в которой они равноправны, доверяют, помогают и проявляют терпимость друг к другу, окружающим людям. важнейшими признаками сотрудничества являются 1. Осознание общей цели, которая мобилизует учителя и учащихся; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельност ...