Активные формы и методы обучения

Новая педагогика » Формы активного обучения биологии » Активные формы и методы обучения

Страница 1

Разработано много форм и методов активного обучения на уроках биологии. Это и работа в малых группах, и дискуссии, турниры, диспуты, дебаты, “мини-уроки”, брейнсторминг (мозговой штурм), деловые игры, имитационные игры, ситуационные упражнения, задачи, проблемы, упражнения, “Puzzle” и др. Эти формы и методы на уроках биологии можно применять как для преподавания, усвоения нового материала, так и для проверки знаний.

Все методы и формы активного обучения можно поделить на 4 группы. Методы и формы активного обучения представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методы и формы интерактивного обучения

Рассмотрим лишь те из них, что, по нашему мнению, могут использоваться на уроках биологии.

Модель группового решения проблем с помощью метафорического мышления имеет название “синектика”. Это модель групповой творческой деятельности и учебного исследования, которая разрабатывается в зарубежной педагогике с 1960-х гг. Синектика (Synectics) умещает опыт применения известного метода групповой генерации идей, которая имеет название “мозговой атаки”, или “мозгового штурма” (Brainstorming). Синектика развивалась как общая поисковая деятельность в решении проблем экспертными группами с использованием домыслов, смелых гипотез, “ошибочных идей” и интуитивных решений. В начале развития эта модель создавалась как методика стимулирования творческой работы в поисках инновационных решений проблем в промышленности и управлении. В 60-е гг. в США, где были начаты “промышленные” образцы синектики, начали проводиться эксперименты по внедрению ее “учебного” варианта в начальную, среднюю и высшую школы. Главным для дидактических поисков было стимулирования поисковой учебной деятельности, которая основана на эмоционально-образном, метафорическом мышлении.

Организация учебной работы по синектике содержит:

1. Начальное выдвижение проблемы, которая является довольно сложной для решения.

2. Анализ проблемы и сообщение необходимой информации. Роль эксперта, который должен компетентно оценить доклад-сообщение, может выполнять учитель или подготовленный к такой работе ученик. На этом этапе привлекают разнообразные информационные источники, так как собирания фактов закладывает устои для решения проблемы.

3. Выяснения возможностей решения проблемы путем детального анализа и комментирования учителем и экспертом всех выдвинутых вариантов с объяснением причин, причем отбрасываются некоторые из них.

4. Переформулирование проблемы каждым учеником самостоятельно своими словами так, как он ее понимает, с целью приближения задачи к себе самому.

5. Общий выбор одного из вариантов переформулированной проблемы, начальный вариант временно отбрасывается.

6. Выдвижения образных аналогий с привлечением “метафорических” описаний тех явлений, которые содержит проблема. Важно на этом этапе работы наряду с прямым сопоставлением предметов и явлений приводить “личностные” и “символические” аналогии (два-три слова), возможны даже аналогии “фантастические”.

7. “Приспособление” очерченных группой подходов к решению или готовым решениям к требованиям, которые заложенные в самой проблеме. На этом последнем этапе выясняем, явилась ли проблема решенной, нужно ли избрать новый путь поиска верного решения.

Таким образом, следует помнить, что синектика как форма работы содержит ряд представлений о природе творческой деятельности и возможностей ее целенаправленного внесения в учебный процесс.

Возможны два варианта использования модели:

1) создание новых представлений (от известного к неизвестному);

2) овладения новыми представлениями (от неизвестного к известному).

Дискуссия – метод обучения, который предусматривает организацию общей языковой деятельности с целью поиска эффективного решения определенной проблемы.

Дискуссию как учебную форму работы с классом не нужно превращать в псевдообсуждение, псевдорешение тех задач, которые известны учителю и которые он мог бы высказать обычным способом. Ведь дискуссия должна быть проблемной. Мировой педагогический опыт накопил ряд приемов организации обмена знаниями которые представляют собой свернутые формы дискуссии. К ним, по М.В.Кларину, относятся:

- “круглый стол”: беседа, в которой на равных принимает участие небольшая группа учеников (до 5 человек) и во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с “аудиторией” (сдача группы);

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Формирование этнокультурной компетентности
В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенн ...

Анализ учебной литературы по теме «Обыкновенные дроби и проценты»
Изучение обыкновенных дробей и процентов начинается в 5 классе и продолжается на протяжении всего курса алгебры. Начиная с 6 класса, знания о дробях и процентах обобщаются, расширяются и систематизируются. И, следовательно, анализ учебной литературы необходимо проводить за 5-6 классы, чтобы на основе этого анализа построить содержание дидактического пособия. Цель нашего пособия состоит в визуализ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru