Тематический раздел "Птицы" является этапом формирования базовых биологических компетентностей учеников по разделу "Биология животных".
Изучения данного раздела со стопроцентным привлечением учеников класса к активным формам работы с использованием мультимедийных средств является довольно трудной задачей. Трудности обусловлены как объективными, так и субъективными причинами. Во-первых, для успешной работы в проектной группе ученики должны владеть основами работы с компьютером, навыками поисковой работы в Интернете, создания мультимедийных презентаций и т.п. Во-вторых, довольно трудно постоянно использовать для работы на уроках биологии кабинет информатики без продолжительных перемен расписания. Именно поэтому целесообразно соединить обычную работу по формированию базовых компетентностей учеников с созданием проектной группы для самостоятельной работы над проектом "Биология птиц".
Для тесного взаимодействия частей класса во время урока, необходимо комбинировать и объединять работу проектной группы с деятельностью остального ученического коллектива с использованием методов и форм активного взаимодействия сформированных групп. Что касается формирования проектной группы, то оно может осуществляться на основе предыдущего анкетирования и анализа деятельности учеников по усвоению предыдущих тем курса с использованием мультимедийных средств.
Сформированная проектная группа получила задачи по созданию проекта "Биология птиц", конечными продуктами которого будут мини-справочник "Биология птиц" и ученические мультимедийные презентации соответственно тематике занятий.
Кроме проектной, необходимо использовать и другие формы и методы активного обучения. Их использование на каждом уроке по тематическому разделу «Птицы» представлено в таблице 3.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Каждый учитель имеет право избирать такие активные формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, и от активности учеников, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.
Таблица 3 – Активные формы и методы обучения по тематическому разделу «Птицы»
Тема урока |
Активные формы и методы обучения |
Примечания | |||
1. Общая характеристика псиц. Внешнее строение птиц. |
Эвристическая беседа |
Тема: «Кто такие птицы?» | |||
Метод проектов |
Особенности внешнего строения птиц, их форма и размеры | ||||
Мозговой штурм |
Покровы тела птиц | ||||
Лабораторная работа |
«Внешнее строение птиц» | ||||
2. Особенности скелета и мышц птиц |
Метод проектов |
Информация проектной группы о признаках организации скелета птиц с использованием мультимедийной презентации | |||
Дискуссия с проблемным вопросом «Каким изменениям должны подвергнуться мышцы птиц в связи с полетом» |
Исследование изменений в мышечной системе птиц | ||||
Лабораторная работа |
«Строение скелета птиц» | ||||
3. Разнообразие птиц |
Метод синектики либо «заседание экспертной группы» (по выбору учителя). Цель – обсуждение докладов учащихся. |
Темы докладов: 1. «Особенности поведения птиц, связанные с размножением». 2. «Сезонные явления в жизни птиц». | |||
Метод проектов |
Информация проектной группе о пингвинах и бескилевых птицах | ||||
Работа в группах |
Задания для групп: А. Почему представители бескилевых птиц имеют кроме общих черт организации и значительные отличия в строении и поведении? В. Выделите признаки в строении и поведении, которые сближают и разъединяют между собой пингвинов и бескилевых птиц С. Определите особенности Куриных и Гусеподобных, которые может использовать человек для собственных потребностей. | ||||
4. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. |
Эвристическая беседа |
«Значение птиц в природе» | |||
Метод проектов |
«Охрана птиц» | ||||
Работа в группах |
Задания группам: А. Дайте характеристику основным редчайшим и исчезающим видам птиц нашей местности, выясните причины снижения их численности. В. Предложите систему мероприятий по сохранению и охране исчезающих и редчайших групп птиц нашей местности. С. Сделайте сообщение о новых интродуцированных в нашей местности породах домашних птиц и диких видах, которые активно используются человеком в сельском хозяйстве. | ||||
Похожие статьи:
Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, с ...
Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих трах очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой возрастной ...