образование университет болонский академический
Университет пережил свой первый крупный кризис, когда вынужден был реорганизоваться из средневекового университета врачей, юристов и теологов в естественнонаучный университет ученых и инженеров.
Кризис системы образования переживает сейчас весь цивилизованный мир, ведь ее классическая схема закладывалась три столетия назад, в период торжества авторитаризма в государственном устройстве.
Нынешняя мировая система образования закладывает контуры глобальной ситуации XXI века. Образование понимается сегодня как стратегически важная сфера человеческой жизни. С одной стороны, оно признается как главный фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, ее самостоятельности и международной конкурентоспособности, с другой — как фундаментальное условие осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав.
Сегодня система образования оказалась в противоречии с обществом, изменившим ориентиры своего развития.
Ряд стран мира — Япония, Франция, США — разрабатывает стратегические проекты перехода к всеобщему высшему образованию, имея в виду его доступность для всех, кто желает и способен повышать свой образовательный уровень.
Пока для большинства молодежи образование выступает как особая ценность, гораздо большая, чём материальные блага. Вместе с тем, высшая школа во странах бывшего Советского Союза все больше заходит в полосу кризиса. Остаются инерционными структура и содержание высшего образования, медленно пересматривается набор специальностей, остаются ориентированными на «среднего» студента программы обучения, рассматривающие студентов как пассивный объект. Наблюдается тенденция к сокращению численности аспирантов и выпуска из аспирантуры, что приведет к уменьшению численности научно-педагогических кадров высшей квалификации. В то же время зафиксирован процесс старения профессорско-преподавательского состава, а также тенденция ухода из вузов молодых квалифицированных кадров.
Умение предвосхищать и предвидеть развитие высшего профессионального образования одно из важнейших условий успешности его функционирования. Требования к специалисту, содержанию и процессу его подготовки должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой.
Важность образования в экономике страны особенно подчеркнута в теории человеческого капитала Т.В.Шульца, Нобелевского лауреата 1980 года, согласно которой ресурсы, затраченные на образование, являются вложением в человеческий капитал. В США затраты на образование и армию сопоставимы.
Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, осознается его особая социально-экономическая и цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования.
Похожие статьи:
Особенности формирования информационной компетентности
Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от ...
Диагностика навыков культурного поведения у подростков
с нарушением интеллекта
На практическом этапе исследования с подростками с нарушением интеллекта в коррекционной школе-интернате был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 8 класса. Возраст учащихся 14-15 лет, всего в классе 12 человек: 7 девочек, 5 мальчиков. Вопросы теста связаны с: · правилами поведения на улице; · правилами поведения пр ...