При этом существование двух составляющих физической подготовленности рассматривается в постоянном взаимовлиянии: улучшение физических качеств сопряжено с положительными изменениями в состоянии систем энергообеспечения. Однако авторы обратили внимание на то, что одни и те же упражнения по-разному влияют на исследуемые составляющие (функциональные возможности и физические качества) у дошкольников.
Поэтому, опираясь на сведения о наследственной предрасположенности детей к тому или иному роду мышечной деятельности при планировании процесса физического развития авторы рекомендуют учитывать как общие, так и индивидуальные особенности развития организма детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим мы решили, что если обратиться к уровням, задачам, критериям, методам оценки физической подготовленности детей, то в системе массового тестирования дошкольников отсутствуют единые требования и критерии оценки физической подготовленности.
В связи с этим на кафедре теоретических основ физического воспитания МГУ была разработана батарея тестов (Т.П.Завьялова и др., 2001). В нее вошли:
· бег на 30м;
· бег на 200м и 300м (в старшей и подготовительной группах соответственно);
· челночный бег 3х10м;
· прыжок в длину с места;
· метание предмета на дальность.
Для определения половозрастных показателей физической подготовленности было протестировано 400 мальчиков и девочек из четырнадцати ДОУ. Способом сигмальных отклонений (по К.К.Платонову) было выделено пять уровней развития каждого качества в каждой возрастной группе отдельно для мальчиков и девочек. Результаты выполнения каждого из пяти заданий переводились в баллы:
за низкий уровень выполнения баллы не начислялись;
результат, соответствующий уровню ниже среднего, оценивался в 1 балл;
средний результат соответствовал 2 баллам;
за результат, соответствующий уровню выше среднего и высокому, начислялось 3 и 4 балла соответственно.
Сумма баллов, полученная по результатам выполнения всех пяти тестов (от 0 до 20), являлась интегральным показателем физической подготовленности.
Таким образом, физическая подготовленность детей оценивается по следующим параметрам: бег 10 м с хода (с), бег 30 м со старта (с), челночный бег (с), прыжок с места (см), прыжок с разбега (см), количество приседаний за 30 с.
Помимо состояния здоровья, росто-весовых показателей и некоторых функциональных данных для наиболее полной характеристики физического состояния дошкольников важно определение их физической подготовленности. Уровень физической подготовленности отражает в первую очередь эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения программ, здоровье-сберегающих технологий и инноваций. Вопросу контроля над динамикой физической подготовленности детей старший воспитатель должен уделять в своей работе самое пристальное внимание.
Физическая подготовленность детей характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и основных физических качеств.
Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях — основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазаньи, метании), игровых, спортивных занятиях.
Одно и то же качество может определять успех в выполнении разных действий. Например, способность к быстроте движений позволяет быстро бегать, плавать, ездить на велосипеде. А кратковременные силовые напряжения необходимы в прыжках, лазаньи, при метании предметов.
Физические качества у детей проявляются через двигательные навыки и умения, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Эти две стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если формирование двигательных навыков у детей закрепляется при низком уровне развития двигательных качеств, то в дальнейшем это может привести к закреплению неправильных навыков выполнения движения.
Похожие статьи:
Роль мотивационных факторов выбора профессии
Мотивационные факторы при выборе профессии - это стимулы, ради которых человек готов приложить свои усилия, то есть на что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. Что хочет получить студент от высшего образования, каких жизненных целей достичь, какие качества современного специалиста в себе сформиров ...
Основные формы и приемы при изучении рассказов Чехова в школе
В процессе изучения рассказов Чехова в школе, подбирая наиболее эффективные способы этого изучения, учитель должен исходить из некоторых особенностей курса. Во-первых, малая форма произведений. В отличие от романов и повестей, которые читаются учениками по частям, а потом поэтапно анализируются на каждом уроке, рассказы Чехова читаются очень быстро, а это дает возможность целостного и подробного ...