Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.
В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей и даже не об их переоценке, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента.
Отличительная особенность современной России – ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В противном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Гуманистическое мировоззрение, основывающееся на примере общечеловеческих ценностей над классовыми, региональными, национальными, предполагает активизацию духовного потенциала общества.
Очевидно в связи с этим, что гуманистическая парадигма становится доминантой педагогического процесса в момент слома культуры, каким является для России конец XX – начало ХХI вв. В наше время, когда нарушается традиция, вместе с ней утрачивает чёткость образ мира, знание о мире. Утрачивается равновесие, обеспечиваемое традицией, между человеком и обществом, человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. оцениваются педагогическим сообществом как несущие реальную угрозу человечеству.
Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск «знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды». Таким образом гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».
Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».
Похожие статьи:
Формирование ценностного отношения к
профессиональной деятельности у будущих учителей
Учитывая результаты диагностических исследований, полученных на констатирующем этапе эксперимента, были внесены изменения в условия формирования ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов колледжа, будущих учителей, входящих в состав экспериментальной группы. В целях оптимизации процесса формирования у студентов, будущих учителей, ценностного отношения к профессиональной де ...
Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
К моменту заключительного, контрольного опыта положение в экспериментальной группе несколько изменилось. По результатам повторного проведения эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 3). В данной таблице представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицатель ...