Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.
Образовательная программа «Взаимодействие основного и дополнительного образования как средство развития индивидуальности ребенка» является: сложной системой, т.е. представляет собой единство разнообразных элементов, в том числе и единство разных этапов ее осуществления; открытой системой, т. е. находится во взаимодействии с другими программами, нуждается в них для собственного существования, способна к принятию в свою систему новых субъектов и новых отношений, имеет возможность и необходимость выхода за свои границы, превращения, трансформации в другие образовательные программы; нелинейной системой, т.е. не имеет однозначно определенной связи между своими изменениями, (например, при переходе от одного этапа к другому), и изменениями образовательного пространства или субъектов образовательного процесса. Образовательная программа удовлетворяет этим условиям в том случае, когда изменяется отношение к субъектам образовательного процесса. (Субъектами мы называем активных участников образовательного процесса, своими изменениями влияющих на состояние образовательного пространства). Эти субъекты: учитель, ребенок и среда между ними.
Учитель рассматривается как:
- сложная система, т.е. многообразная и целостная личность;
- открытая система, т.е. способная к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами (личностями);
- нелинейная система, обладающая неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, способная к новациям, творчеству. В этом и заключается активность данного субъекта.
Ученик рассматривается как:
- сложная система, т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей, черт характера и т.д.;
- открытая система, т.е. восприимчивая к разного рода изменениям отношений в образовательном пространстве, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом;
- нелинейная система, т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами. В этом и заключается активность данного субъекта.
Похожие статьи:
Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...
Семинарское занятие в форме дискуссии по теме "Коэволюция науки и
общества"
Форма проведения: дискуссия Коэволюция науки и общества В самом начале XX века В.И. Вернадский впервые сформулировал утверждение о том, что человек превращается в основную геологопреобразующую силу планеты, и чтобы обеспечить свою будущность, ему предстоит взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы и общества. Подчеркну - и биосферы, и общества. В результате такого целенаправле ...