Совокупность перцептивных умений В.Л. Сластенин представляет как следующий взаимосвязанный ряд:
воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
глубоко проникать в личностную суть других людей;
устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).
Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной аттаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами.
речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях):
организовать совместную с учащимися творческую деятельность.
Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:
выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
управлять их вниманием;
располагать к себе собеседника;
образно передавать информацию и др.
Для успешного осуществления педагогической деятельности очень важно, чтобы учитель в совершенстве владел хотя бы одним из обширной группы прикладных умений: художественных (петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах и др.); организаторских, овладеть которыми возможно практически каждому (например, массовик-затейник, тренер-общественник по одному или нескольким видам спорта, инструктор по туризму, экскурсовод, лектор-пропагандист, руководитель кружка и др.).
Созданием информационных условий для получения целостного представления о состоянии формирования системы профессиональной компетентности, о качественных и количественных изменениях в ней может выступать педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и управленческого мониторинга с целью получения целостного представления о личности студента. Такой комплексный подход к изучению личности студента, учебной ситуации и т. д. направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей: степени обученности, обучаемости, познавательных и личностных интересов, мотивов учения, а также на установление дидактических причин слабой успеваемости, степени удовлетворенности студентов и педагогов образовательным процессом, эмоционального состояния обучающихся, характера взаимоотношений.
В образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности как математическую, коммуникативную, информационную, нравственную, социальную, этнокультурную. Рассмотрим некоторые из них
Похожие статьи:
Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...
Результаты опытно-экспериментальной работы
С целью определения эффективности проведенной в ходе формирующего этапа работы по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста, нами был проведен контрольный срез. Его основными задачами являлись: выявить уровень развития воображения у детей 5-6 лет; проследить динамику развития воображения у детей после проведения формирующего эксперимента. Для реализации поставленных целей и задач ...