Социальные приюты – это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывают помощь по разрешению их жизненных проблем.
Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте так же индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежище в приюте до решения его дальнейшей судьбы.
Попадая в приют, дети получают психическую травму. У большинства детей развивается чувство неуверенности в себе, тревоги. Искажается образ взрослого из друга, советчика он превращается в опасного и злостного. Это вызывает страх у ребенка, тревогу. Поэтому необходимо изменять образ взрослого в глазах ребенка. Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует:
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Ребенок чувствует себя одиноким, никому не нужным, это вызывает негативные эмоции. Если до 5 – 6 лет не принимаются необходимые действия, направленные для изменения недостатков воспитания ребенка, то они начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
В приютах предметная среда обновляется очень редко. Многие вещи, которые доступны детям из нормальной семьи, детям из приюта не доступны. Они могут играть лишь с теми игрушками, которые им дают. Воспитатель не в силах, физически, уделить всем равное внимание. Если в нормальной семье родители рассказывают ребенку, например, о разных профессиях, то у детей из приюта такого опыта нет.
В помещении, предназначенном для пребывания детей, все сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за их деятельностью. Все дети большую часть времени находятся в общей групповой комнате, которая целиком просматривается с "воспитательского" места.
Они не ходят рано утром в садик, как дети из нормальных семей. У них не складывается впечатление, что взрослые торопятся каждое утро, чтобы заработать деньги и купить покушать.
Нет возможности укрыться от глаз сверстников и взрослых ни для игры, ни для отдыха, ни для размышлений.
Все помещение резко "зонированно". В определенной "зоне" можно заниматься определенной деятельностью. На все остальные виды деятельности в этой "зоне" накладывается запрет. Нельзя играть в спальне, брать карандаши, книги в кукольный уголок.
Дух казарменности делает статичным все то, что должно быть в динамике (застывшая структура предметной среды) и наоборот, изменяет то, что желательно иметь как постоянное (сменность воспитателей).
В функции воспитателя входит очень много обязанностей (см. Приложение № 2). Воспитатель организует занятия с детьми, игры. Но, главным принципом является следить за безопасностью детей, т.к. в группе их может находиться более десяти человек. Воспитатель работает с 9 утра до 9 вечера, следующий с 9 вечера до 9 утра и т.д. Всего на группе пять воспитателей.
Таким образом, происходит ограничение возможностей воспитателя, а обедненная предметная среда не провоцирует познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (10). Условная доступность многих предметов из бытового обихода, среда (отсутствие личного пространства, невозможность укрыться от глаз) не способствует снятию тревоги, неуверенности в себе, других последствий психической травмы.
Похожие статьи:
Проблема ценностей и ценностного отношения в науке
Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия в различных аспектах жизнедеятельности людей, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах жизни общества, но и в значительной степени социокультурной ситуации в целом. Многие духовные, нравственные ценностные ориентиры и установки, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизац ...
Основные виды и функции художественной самодеятельности
Среди всех видов народного творчества самое видное место занимает художественная самодеятельность. Уровень и ее развития является одним из решающих показателей эффективности всей работы клубов. Непрофессиональная художественная деятельность существует в двух основных формах: во-первых, в форме неорганизованной, когда повседневная художественная практика людей предстает, как стихийная проявление э ...