В сюжетно-ролевой игре дети принимают на себя роли. Для выразительного их выполнения нужны элементы костюмов: юбки, жилеты, пелерины, украшения, головные уборы и др. Они не должны быть закрепления за одной ролью, как это часто бывает. Дети любят комбинировать костюмы. Чем старше дети, тем более разнообразные костюмы им нужны. Для игр детям необходимы разнообразные ролевые атрибуты: руль, бинокль, сумки и другие. Некоторые атрибуты полезно делать вместе с детьми тогда, когда они потребуются в игре. Это значит, что детям должны быть доступны материалы и полуфабрикаты для изготовления самоделок и различных игровых атрибутов.
Неоформленные материалы, используемые как предметы-заместители (палочки разной величины, кусочки ткани, меха, поролона, кожи, шнуры, веревки, проволока, пластмассовые флаконы, природный материал и др.), необходимо хранить в коробке, которая может стоять в любом доступном месте для детей. Ребенок достает из него шнур превращает его в шланг для мытья машины. Кубик может стать кусочком мыла, телевизором, книгой. Как предметы-заместители можно использовать дидактические игрушки, строительный материал, физкультурное оборудование, белую и цветную бумагу.
Из главы 1.4 мы знаем, какими должны быть условия для развития игры дошкольников. Что воспитатель должен подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители легко преобразовывать: бумагу можно разорвать на мелкие кусочки, смять, свернуть в трубочку; что-то на ней нарисовать, а из кубиков соорудить разнообразные постройки. Каждая такая игрушка ценна тем, что делает ее сам ребенок. Но зачастую у воспитателя не хватает времени для организации какой-либо игры.
Из-за боязни насорить, нарушить порядок в группе нельзя лишать детей возможности изготавливать игрушки из самого распространенного в обиходе материала (газет, коробок, предметов обихода). Жесткий взрослый регламентирует жизнь ребенка. Из-за невозможности межвозрастных групп, дети транслируют взрослого, как карателя и становятся более агрессивными.
Совместные игры требуют умения договариваться друг с другом, понятно излагать свои мысли. Овладеть коммуникативными умениями помогает и специально оборудованная игровая среда. Объединению в игре способствуют также специально подобранные крупные игрушки: макет грузовой машины, теплохода, а так же крупный строительный материал.
Инициатива детей в игре часто бывает скована заранее определенной педагогами тематикой игр, наличием стабильных по содержанию игровых зон (уголков), толкающих детей на воспроизведение одних и тех же сюжетов игр во всех возрастных группах. Так как тематические игровые уголки, получившие широкое распространение в практике организации сюжетных игр детей младшего дошкольного возраста, для старших детей могут быть тормозом игровой инициативы, потому что в этих уголках, где соответствующим образом расположено игровое оборудование и игрушки, т.е. детям заранее задается игровая задача. В результате мы увидели, что игры замыкаются в рамках игровой традиции в силу тематического зонирования предметно-игровой среды и тематического планирования игры, таким образом, создается лишь видимость игрового комфорта. Игра регламентирована, носит репродуктивный нетворческий характер, утрачена детская инициатива в игре. Недооцениваются развивающие возможности игры по сравнению с обучением.
Но игра, прежде всего, должна быть творческой и помехи на пути детского творчества в игре следует устранять. Детям не доступна межвозрастная игра, из-за невозможности выходить из группы. Необходимо акцентировать внимание воспитателей на развитие детской игровой деятельности.
Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя.
1. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной
связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды.
2. Обеспечение благоприятной атмосферы: изменение образа взрослого в глазах детей, по следующим принципам Гиппенрейтер (6): введение норм со взрослым и сверстниками, предъявление чувств, безусловное принятие ребенка, слушать его переживания и потребности, помогать, когда просит, поддерживать успехи, конструктивно разрешать конфликты, использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Похожие статьи:
Использование схем-моделей на уроках русского языка и литературы
О чём мне писать сочинение? Как писать сочинение? Смогу ли я написать сочинение? Эти и многие другие вопросы встают перед школьником, когда он оказывается один на один с чистым листом бумаги и темой сочинения. Как показывает опыт, для многих детей это очень сложные вопросы, на которые зачастую просто не хочется отвечать: легче не утруждать себя, списать с Интернета или сдать чистый лист. В такой ...
Сущность понятия «творческое воображение» и особенности формирования
творческого воображения
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вообра ...