Преподаватель
Баева Г.И.
Тема: Русское застолье
Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины.
Форма проведения: устный журнал.
Эпиграф к року: «Зная свое прошлое, можно жить в будущем».
Материал к уроку: картина русской избы, страницы журнала «Русское застолье», «Графское застолье», «Поэтическая», «Художественная», «Музыкальная», «Пословицы», «Этикет»; выставка книг, иллюстрации застолья, посуда, хлеб, соль; грамзаписи: «Славься, славься!», «Дубинушка», «Во кузнеце».
Ход урока
Есть у нас урок такой:
Игры, шутки, тары-бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Мы колядовать ходили,
Хоровод весной водили.
А в крестьянской-то избе
Знаем что теперь и где.
Где святилка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложится на палати.
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
У входа в «избу» гостей встречает Хозяюшка.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Звучит песня «Во кузнеце»
Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
I. Слово учителя.
- Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на уроке
Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Вот узнать бы что таится,
В сундучке старинном том!
Может в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем!
Разворачиваем «грамотку» и читаем.
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат,
А какие, угадай,
Но сундук не открывай.
А взгляни скорей на крышку,
Коли есть чуть-чуть умишка,
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит
Что сундук в себе таит.
е ь л о т с а з е о к с с у р |
- Кое-кто немного разочаровался! Вы, наверное, ждали может золотых, камней драгоценных, а тут …
И все же можно утверждать, что это величайшее сокровище, из тех, которые имел человек. Чтобы понять это перенесемся на сотни лет назад. Вы помните как у Антуане де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»?
- Лучше приходите всегда в один и тот же час, - попросил Лис … - нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? – спросил маленький принц
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис.
- Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие.
II.Сообщение темы и цели урока.
Да, сегодня мы поговорим о том, какие обряды русского застолья существовали, как и чем питались наши предки, какие правила соблюдались при приеме пищи. Для этого перелистаем страницы устного журнала.
1.Словарная работа.
Слово застолье в словаре обозначено как – праздничный стол, угощение, еда. А любая трапеза предполагает и определенные правила поведения человека.
Что такое этикет? Этикет – это слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет».
2.Сообщение студентов.
а) Я хочу сказать, что со временем правила хорошего поведения изменялись, но многие неизменны с глубокой древности. С Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
б) В книге для юношества «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым. «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
Похожие статьи:
Элективные курсы в современной школе
В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, сформулированы цели профильного обучения, среди которых – создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цел ...
Педагогические условия для развития игры дошкольников
Почти все авторы, описывающие или исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечают, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Вопрос о том, что именно в окружающей ребенка действительности оказывает определяющее влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов. Его решение может подвести к выяснению действительной природы ролевой игры, к ...