Описание выборки и методов исследования

Страница 1

Исследование проводилось в ГОУ СПО «Камышловский педагогический колледж» с участием студентов II курса, обучающиеся по двум специальностям: 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050301 «Русский язык и литература». Общий охват студентов колледжа, участвовавших в исследовании, составил 45 человек, объем выборки на отдельных этапах реализации исследования составил 40 человек, т.е. по 20 человек в контрольной и экспериментальной группах, что является вполне достаточным для репрезентативности результатов и обеспечения применимости использованных в работе статистических методов.

Для реализации цели и задач исследования была сформирована экспериментальная группа, в которую вошли студенты специальности 050709 - «Преподавание в начальных классах» (2 «А» группа), освоившие в течение семестра программу тренинга личностного и профессионального саморазвития. Кроме того, была сформирована и контрольная группа, в которую вошли студенты специальности 050301 - «Русский язык и литература» (2 «Р» группа), в работе с которыми внедрялись лишь отдельные элементы данной программы тренинговых занятий.

В качестве диагностического инструментария, с помощью которого были зафиксированы изменения в уровне сформированности отдельных компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей, использовались разработанные в психологии методики: опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», направленный на изучение системы ценностных ориентаций личности; тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности (УПН) студентов, автором которого является Т.Д. Дубовицкая; методика незаконченных предложений по изучению педагогического сознания по С.В. Пазухиной.

1. Опросник «Ценностные ориентации» (автор Милтон Рокич), направлен на изучение системы ценностных ориентаций личности. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей, разделенных на два класса: терминальные ценности (ценности-цели) и инструментальные ценности (ценности-средства). К терминальным ценностям относят убеждения личности в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. В качестве инструментальные ценностей выступают убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Респондентам предъявляются два списка ценностей (по 18-ть в каждом), каждой из которых им необходимо присвоить определенный ранг (от 1-го до 18-го) в зависимости от личностной значимости. При этом наиболее значимой для респондента ценности присваивается 1–ый ранг, а наименее значимой, соответственно – 18-ый ранг. Опрос проводится как индивидуально, так и с группой респондентов. Анализ результатов может включать группировку испытуемых в содержательные блоки по различным основаниям:

А) Терминальные ценности:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) или абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) или ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) или ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) или пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Б) Инструментальные ценности:

1. Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) или ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2. Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) или конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3. Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) или ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
Для подготовки учащихся к централизованному тестированию в учреждениях образования необходимо организовать работу по трем направлениям: организация репетиционных тестирований; индивидуально-коррекционная деятельность; профориентационная работа. В соответствии с указанными направлениями и планом управления образования по подготовке к централизованному тестированию в 2008-2009 году необходимо обесп ...

Культура устной и письменной речи
Тема”Изучение лексики в 4 классе” №   Тема урока Вид и тип урока Кол-во часов Коммуникативные навыки 1 Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Толковые словари. Урок первичного усвоения знаний, умений и навыков. Классический урок. 1 Осмысленное употребление слов в соответствии с их значением, темой и стилем текста. 2 Слова однозначные и многозначные.   Урок перви ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru