ü общества в целом;
ü системы образовательных учреждений;
ü семьи;
ü референтно значимой группы.
«Социальное развитие — длительный процесс, результатом которого является определение человеком своих функций в социуме. Показателем нормального социального развития личности может выступать критерий самоопределения человека в обществе и получения им общественного признания».
Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление личности происходит на уровне активного формирования самосознания, определения социальной позиции, ответственности субъекта. Выделенные особенности социального развития позволяют уточнить специфику формирования диспозиций подростков.
В подростковом возрасте недостаточно просто отслеживать социальную среду развития ребенка. Когда подросток начинает сознательно отбирать формы удовлетворения потребностей, наиболее важно раскрывать для него последствия его социального выбора. Очень важно, чтобы подросток, находясь в ситуации выбора, был способен осознать последствия этого выбора и ответственность за него — это в большой мере обеспечивает формирование у него социально значимых ориентации. Однако достаточно часто у ребенка в подростковом возрасте уже имеются сформировавшиеся диспозиционные установки, переориентация которых возможна лишь на основе нравственного выбора и ответственности.
Этапы социального развития ребенка, изученные психологами, убедительно доказывают, что к 16 — 17 годам можно наблюдать достаточно зрелые диспозиционные установки, определяющие направленность личности.
Таким образом, подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 — 11 до 16—17 лет и обладающая рядом следующих характерных признаков и вытекающих из них социальных черт:
физиологические, характеризующиеся незавершенностью становления организма, физического развития — эта особенность обусловливает неспособность или ограниченную способность занимать самостоятельные позиции в общественном разделении труда;
психологические, обусловливающие незавершенность формирования психики, ее неустойчивость — с этим связана ограниченная способность осмысления себя и действительности, своего влияния на нее;
социальные, означающие неполную интегрированность в общественные отношения и структуры — что обусловливает социальную неуверенность, несамостоятельность, отсутствие или недостаток социального опыта, зависимость от старшего поколения.
Обретение подростком отсутствующих и недостаточно развитых социальных черт и качеств с учетом контекста и в соответствии со своими склонностями составляет содержание первого периода социализации.
Определяющими социальными признаками подростков являются:
• способность занимать те или иные социальные позиции в обществе;
• положение в системе доминирующих отношений производства и воспроизводства общественной жизни;
• мера включенности в эти отношения;
• мера влияния на них.
Таким образом, результативность социальной адаптации и в целом социализации зависит от характеристик среды и индивида.
Серьезное социологическое исследование этих характеристик может объяснить причины многих возникающих проблем и помочь определить пути их минимизации.
Социальная среда города в условиях современных глубоких перемен является еще более сложной для социальной адаптации. Поэтому применительно к меняющимся условиям должны быть разработаны и новые механизмы позитивной ресоциализации:
Похожие статьи:
Социальная работа с детьми и молодежью, употребляющими наркотики и психотропные вещества
За последние сто лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины - психиатрии, перешла в разряд общесоциальных проблем. По данным группы экспертов ВОЗ, в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, широкое распр ...
Изучение уровня сформированности коммуникативных навыков у детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией: вторичная диагностика
К моменту заключительного, контрольного опыта положение в экспериментальной группе несколько изменилось. По результатам повторного проведения эксперимента «Два домика» была составлена сводная таблица социометрического обследования детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией (см. Приложение 3). В данной таблице представлены положительные/отрицательные выборы, положительные/ отрицатель ...