В начале XX века Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами. Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало…».
В настоящее время часто слышишь разговоры, о том, как надо воспитывать: об этом говорят все и везде. Значит, эта проблема государственная: растет поколение прекрасно информированных людей, не отягощенных совестью. Как же вырастить людей «по росту XXI веку?» Еще в начале ХХ века Г. Мюстенберг писал: «Педагогика задается вопросом: ради чего надо посылать ребенка в школу? Но как мы можем понимать это частное намерение, отделив его от более широкого вопроса: каково назначение человеческой жизни? Каковы цели каждого человеческого существа?».
Подобный вопрос я задала себе: «Для чего родители посылают ребенка в школу? Чего от нас хочет государство? Чего от нас хочет социум?» И как часто мнения этих социальных заказчиков не совпадают. А ведь я как классный руководитель должна выполнить и заказ государства, и заказ социума, и заказ семьи, и заказ, самое главное, ребенка. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года сформулировала государственный заказ:
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
В «Конвенции ООН о правах ребенка» определено, что детство
– это время от рождения человека до 18 лет. В этом жизненном пространстве особое место занимают школьные годы как годы становления и интенсивного развития личности. Детство и ребенок стали объектом пристального внимания ученых лишь в ХХ веке. Мы не можем не согласиться с учеными-педагогами, считающими подрастающее поколение (детей, подростков, молодежь) воспитанниками, а взрослые поколения – воспитателями. В то же время нельзя не иметь в виду, что воспитатели сами должны воспитываться: друг друга и каждый себя. С другой стороны, воспитанники могут и должны воспитывать друг друга и каждый себя. В своей деятельности классного руководителя мы стоим на позиции, что только в тесном взаимодействии и сотворчестве педагогов и учащихся происходит интенсивное развитие и педагогов и учащихся.
Исходя из теоретических положений о воспитании, мы придерживаемся точки зрения, что воспитание – это процесс целенаправленного развития общественно необходимых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе и целенаправленного преодоления общественно-чуждых личностных отношений человека к окружающей жизни, к разным ее сторонам, к самому себе. Значит, любая воспитательная система, в том числе и воспитательная система классного руководителя
Похожие статьи:
Использование современных образовательных технологий - один из критериев
успешности учителя
Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной. Среди ощутимых потерь за последние полтора десятилетия можно назвать утрату стратегии в воспит ...
Контрольный эксперимент и его анализ
После проведения экспериментальной работы по развитию творческого мышления через учебные действия, был проведен контрольный эксперимент, основной целью которого было выяснение, каким образом разработанные уроки на развитие творческого мышление через учебные действия оказали влияние на развитие данного процесса. Для исследования этого вопроса был проведен указанный ранее тест на исследование творч ...