Роль классного руководителя в системе образования очень велика, т.к. порой ученики обращаются к классному руководителю с вопросами сложными и неприятными, связанными с парадоксами нашей действительности. Классный руководитель должен, во-первых, не уходить от ответа и, во-вторых, искать его вместе. Ему очень важно чутко улавливать настроения в среде школьников, не стремиться сразу, осудить все или, наоборот, захвалить нечто новое, а глубоко разобраться в происходящем и скорректировать свою деятельность.
В.А. Сухомлинский писал, что в многогранном и многосложном процессе воспитания «ясно различаются две позиции - утверждение и отрицание. Мы всегда что-то стремимся утвердить и что-то осудить, преодолеть. От того, в каком соотношении находятся эти принципы, зависит действенность воспитания. Там, где преобладает утверждение, созидание, царят творческий труд и взаимное доверие, там, учителю и ученикам легко живется. Там же, где в своих отношениях с детьми приходится, прежде всего, отрицать, запрещать, преодолевать, школьная жизнь становится тягостной!»
Ребята 12-16 лет особенно тянутся к разговору, к рассуждению. Очень полезно после разговора, беседы объяснить девушке или юноше, что же с ними происходит, лучше сослаться на книги по педагогике, психологии, на мнения медиков.
Старшеклассники очень любят, когда в беседах учитель задает им вопросы, носящие как будто общий характер, а на самом деле имеющие прямое отношение к тому, что происходит именно с ним. Например: как ты думаешь, что легче - руководить или, что называется, вкалывать самому. Какой человек умнее и глубже - тот, кто видит, прежде всего, отрицательные стороны других, или тот, кто, прежде всего, обращает внимание на положительные? Нужен ли человеку сильный характер, чтобы уметь прощать? Какая, по-твоему, борьба самая трудная?
Сегодняшний старшеклассник не ординарен и противоречив. С одной стороны он знает довольно много для своего возраста, достаточно информирован и об очень многом догадывается. Он любопытен и любознателен. С другой стороны, его «многознание» отстает от мышления, он еще слаб диалектически мыслить. Признает только два цвета, оттенков и переходов зачастую не чувствует. В последнее время юности свойствен возросший рационализм, и наоборот, эмоции стали менее ярки. Старшеклассник болезненно реагирует на фальшь, ханжество, формализм. Но иногда, сталкиваясь с этими негативными явлениями, выражает свой протест ничегонеделанием. Быстро развиваются недостатки характера, но гораздо медленнее он поднимается до их исправления. Требования к другим в этом возрасте довольно высоки. Идет борьба за самоутверждение, уважение к себе как личности. Поэтому не любят учащиеся, когда их «воспитывают». Но если молодой человек не реализует себя, не проявляет интереса к учению, к труду, учитель обязан задаться вопросом, почему это происходит. Классный руководитель обязан также предъявить к нему требования. Необходимо воспитывать уважение к школьному Уставу, к Правилам для учащихся, к укладу школьной жизни. Можно, конечно, требовать их коренного обновления, но пока они действуют, следует их выполнять.
Размышляя над этими весьма важными чертами возрастной и общественной характеристики старших школьников, классный руководитель должен сегодня зримее видеть новые нюансы в реакциях и поведении своих учеников, которые требуют обстоятельной аргументации по самым различным ситуациям.
Отношения классного руководителя с подростками складываются не столько в беседах, сколько в деле. Легко с теми детьми, которые по натуре своей деятельны: работа видна. Сделали дело - молодцы! Труднее с теми, кто «показать» себя не умеет. Дело классного руководителя заметить таких, публично похвалить, подчеркнуть ответственность, нужность и важность их работы.
В целом же в создании атмосферы дружбы и уважения в классном коллективе определяющую роль играет, конечно, сам учитель. Фальши, лжи дети не простят - раскусят сразу.
Ученика важно стараться понять подбодрить, если надо - вместе с ним убедительно, а может и с юмором, разобраться в его недостатках и проблемах.
Важен и вопрос о подлинных лидерах. Чаще всего они - люди инициативные, с выдумкой, имеют организаторские способности. Самое главное в работе с такими ребятами - научить их работать самостоятельно. Ведь подчас бывает так (и это не худший вариант!): ученики любят классного руководителя, доверяют ему, не просто «слушаются», но и слушают, потому что уважают. Коллектив живет спокойно, даже насыщенно и, возможно, интересно. Но рано или поздно становится ясно: жизни с «изюминкой», пусть даже с какими-то потрясениями изнутри, жизни, когда коллектив сам думает, предлагает, ошибается, ищет, - такой жизни не получается. И настоящие лидеры здесь очень помогут.
Похожие статьи:
Методические рекомендации к использованию пособия
Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам ...
Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при
нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...