В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей.
Таблица
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ | |
Деловые, краткие распоряжения |
Дела в группе планируются заранее во всем их объеме |
Запреты без снисхождения, с угрозой |
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны |
Эмоции не принимаются в расчет | |
Позиция лидера – вне группы | |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | |
Инструкция в форме предложений |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
Не сухая речь, а товарищеский тон |
За реализацию предложений отвечают все |
Похвала и порицание – с советами |
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Распоряжения и запреты – с дискуссиями | |
Позиция лидера – внутри группы | |
Попустительский стиль | |
Тон – конвенциональный |
Дела в группе идут сами собой |
Отсутствие похвалы, порицаний |
Лидер не дает указаний |
Никакого сотрудничества |
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы |
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
Похожие статьи:
Диагностические методики творческого
воображения
Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии. Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя ...
Воспитание подростков с девиантным поведением как социально-педагогическая
проблема
Создавая необходимые условия для развития личности в рамках учебно-воспитательного процесса, педагогам нередко приходится взаимодействовать с детьми и подростками, имеющими отклонения в поведении различной этиологии. В научной литературе данную категорию учащихся, принято называть: трудными, неблагополучными, асоциальными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся поведением, Параметры откл ...