В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей.
Таблица
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ | |
Деловые, краткие распоряжения |
Дела в группе планируются заранее во всем их объеме |
Запреты без снисхождения, с угрозой |
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны |
Эмоции не принимаются в расчет | |
Позиция лидера – вне группы | |
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | |
Инструкция в форме предложений |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
Не сухая речь, а товарищеский тон |
За реализацию предложений отвечают все |
Похвала и порицание – с советами |
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Распоряжения и запреты – с дискуссиями | |
Позиция лидера – внутри группы | |
Попустительский стиль | |
Тон – конвенциональный |
Дела в группе идут сами собой |
Отсутствие похвалы, порицаний |
Лидер не дает указаний |
Никакого сотрудничества |
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы |
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
Похожие статьи:
Методические разработки
Урок 1. Урок – игра «Русское лото» Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда ...
Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при
нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...