В рамках представляемой технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями в соответствии с требованиями образовательных стандартов в части лексических и грамматических умений и навыков.
Основным моментом предлагаемой технологии является установка, что все обучаемые способны усвоить необходимый учебный материал. Для этого им должны быть заданы критерии усвоения. В литературе встречаются два варианта описания этой технологии - по Беспалько, и по Кларину.
Гуманность технологии заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня обязательных критериев, т.е. общеобразовательного минимума, над которым будут надстраиваться результаты последующего дифференцированного обучения.
Модель технологии включает следующие этапы:
1. Точно определяется критерии усвоения темы или урока, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой).
2. Подготавливаются диагностические тесты.
3. Учебный материал разбивается на отдельные учебные единицы. Каждый фрагмент представляет собой целостный раздел учебного материала; помимо содержательной целостности ориентиром при разбивке на разделы может служить та или иная продолжительность изучения материала. После выделения учебных единиц определяются критерии, которые должны быть достигнуты в ходе их изучения, и составляются текущие проверочные работы, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов - выявить необходимость коррекционных учебных процедур.
4. Выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания.
5. Разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Ключевым моментом технологии являются точное определение и формулировка критерия полного усвоения (в соответствии с требованиями программы и всеобщего стандарта). Его основа - научно обоснованные учебные цели.
Можно выделить наиболее важные функции учебных целей в обучении:
· конструирующую функцию, в которой можно выделить прогнозирование и планирование учебного процесса; план означает расчленение некоторой общей цели на отдельные структурные компоненты;
· функцию отбора оптимального содержания, адекватного обозначенным целевым ориентирам;
· технологическую функцию, которая предусматривает определение методов, приемов, адекватных целям;
· перспективную развивающую функцию, так как видение системы целей дает возможность учащимся ориентироваться в предстоящей деятельности, видеть се системно, в структурных связях и иерархии содержательных элементов.
Научно обоснованные цели, принятые и осознанные учащимися, ведут к сближению смыслов деятельности учителя и учеников, обеспечивают личностную направленность обучения.
Можно выделить три уровня усвоения.
1-й уровень - знакомство, различение. Это деятельность по узнаванию. Учащиеся могут выполнять ее только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. Например, Найди соответствие:
2-й уровень - алгоритмический. Применение ранее усвоенного, репродуктивное, алгоритмическое действие. Учащиеся осуществляют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
3-й уровень - творческий. Применение ранее усвоенных знаний, умений для решения нетиповых задач. Это - продуктивное действие, в процессе которого учащиеся добывают или субъективно новую информацию (новую только для себя) - эвристическая деятельность, или объективно новую, когда они действуют "без правил", но в известной им области, создавая иные правила действия, т.е. осуществляют исследовательскую деятельность.
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышле ...
Сущность понятий «дидактическое обеспечение» и «дидактические средства»
Под дидактическим обеспечением понимается комплекс взаимосвязанных по дидактическим целям и задачам образования и воспитания разнообразных видов содержательной учебной информации на различных носителях, разработанный с учетом требований психологии, педагогики, валеологии, информатики и других наук, и используемый для дистанционного образования. Дидактическое обеспечение оценивается по следующим п ...