Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Процесс психологической помощи – это не разовое мероприятие, а длительное, многоплановое воздействие на личность ребёнка, реализуется с учетом влияния биологических, социально- средовых, психологических факторов.
Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение 18 занятий продолжительностью 35-40 минут.
Занятия проходят в группе до 12 человек.
Началу занятий предшествует проведение психодиагностического исследования уровня развития воображения сферы. В конце учебного года проводится итоговое диагностическое занятие.
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации проблемы развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Цель программы
: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Основные задачи реализации программы:
• организовать коррекционно-диагностические мероприятия направленные на повышение уровня развития воображения обучающихся.
• развитие интеллектуальных способностей (мышление);
• развитие памяти, внимания, воображения, устной речи;
• сформировать внутреннюю позицию школьника.
• снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
• развивать творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.
Основные методы: игровые, развивающие и коррекционные упражнения, игры-беседы, мини-этюды.
Игры подбираются таким образом, чтобы в них содержались различные дидактические задачи, направленные на формирование у детей различных компонентов воображения. Во избежание однообразия, на каждый компонент целесообразно подбирать несколько игр, которые бы чередовались во время занятий.
В соответствии с предлагаемой программой развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:
На первом этапе (6 часов) главной целью занятий является формирование операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Дети учатся построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренируются выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.
На втором этапе (6 часов) основной целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
На третьем этапе (6 часов) основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях — это один из важных компонентов развития воображения.
Тематический план
Тематика и форма проведения занятия |
Кол-во часов |
Основное содержание занятия |
Игровое занятие "Я – кленовый листочек" |
2 |
Индивидуальное задание "Дорисуй картинку"; Мини-этюд "Цветок". |
Игровое занятие "Бабочка" |
2 |
Индивидуальное задание "Узнай предметы и нарисуй их"; Мини-этюд "Ежата". |
Игровое занятие "Тополиные пушинки" |
2 |
Индивидуальное задание "Кто больше придумает и нарисует"; Мини-этюд "Берёзка" |
Игра-беседа "Лягушкой была даже царевна" |
2 |
Индивидуальное задание "Составление рассказов" (на тему "Летний отдых"); Мини-этюд "Солнце". |
Игровое занятие "Снежинки" |
2 |
Индивидуальное задание "Небывальщина"; Групповое задание "Украсим елку"; |
Игра-беседа "все когда-то мечтают стать птицей" |
2 |
Индивидуальное задание "Дорисуй картинку" (сюжет), "Дорисовываем рассказ" ("Спасение собак"); Групповое задание "Игры во дворе"; |
Игра-беседа "Бездомному всегда плохо" |
2 |
Индивидуальное задание "Геометрические фигуры в предметах"; Групповое задание "Отгадай, что я задумал, и дорисуй"; |
Игровое занятие "Представь себя облаком, плывущим по небу" |
2 |
Индивидуальное задание "Волшебные превращения"; Групповое задание "Рисуем вместе"; |
Игровое занятие "Волшебный сад" |
2 |
Индивидуальное задание "Дорисовывание на основе данного элемента"; Групповое задание "Волшебное дерево"; |
Похожие статьи:
Особенности словесных методов и их влияние на развитие ребёнка с нарушением
интеллекта
Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Так же метод - это способ, посредством которого познаётся предмет науки.[17,38]. В настоящее время большинство дидактов понимает метод обучения как «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития». ...
Приёмы работы с рифмовками
Главное в работе каждого учителя – это стремление к тому, чтобы процесс обучения превратился из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. В значительной мере этому способствует работа над поэтическими произведениями, которые развивают ребёнка, обогащают его духовный мир, прививают чуткость к поэтическому слову, радуют и изумляют музыкальностью и яркостью языка, учат ...