Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. «Задержки психологического развития и нарушение социальной адаптации» — эти проблемы служат и темой обсуждения в научной литературе, и поводом обращения к психологу.
Личность как сложная развивающаяся система способна переживать и периоды покоя и неизменности, и моменты высокой степени неопределенности, соответствующие жизненным кризисам, когда дальнейшая судьба человека может повернуться как в лучшую, так и в худшую сторону (в естественнонаучных дискуссиях в связи с проблемой неопределенности выделяют точки бифуркации - моменты, начиная с которых развитие может происходить по двум возможных сценариям) Однако более важным нам кажется вопрос о соотношении развития личности с процессом адаптации человека. Психика несет значительную приспособительную нагрузку, позволяя живому организму расширять своё взаимодействие с миром.
Среда предъявляет задачу (стимул) — система отвечает реакцией. Поскольку весь жизненный путь личности может быть представлен как череда сменяющих друг друга задач, в наиболее выгодном положении находится человек с умеренно выгодными качествами, бес крайностей. Связь умеренности личностных качеств и социально-психологической адаптированности отмечалась известным психологом Т. Лири; по его мнению, как излишняя агрессивность, так и выраженное дружелюбие, как стремление быть лидером, так и готовность легко подчиняться ослабляют возможность психологической адаптации человека. Близкая мысль была высказана немецким писателем Т. Манном: люди часто удивляются странностям, сопровождающим гениальность, забывая при этом что талант, сам по себе является странностью. Предметом частых обсуждений в психологической и педагогической литературе является сложности адаптации высоко одаренных детей-вундеркиндов.
Способность адаптироваться, приспосабливаться к изменениям среды — вещь, безусловно, важная и ценная, однако она не исчерпывает всего содержания личности. Адаптация обеспечивает успешное выживание человека в меняющихся условиях, диктуя иногда необходимость совершения какого-либо поступка, иногда - воздержание от него. В этом - основная характеристика адаптационных изменений: человек действует согласно логике ситуации, а не соответственно устремлениям собственной природы. Поэтому в некоторый момент существования «казаться» начинает преобладать над «быть». Человек принимает роль, усиливая в себе одни качества и подавляя другие. При этом важно, что он сам может быть убежден в ценности совсем других свойств.
Проблема формирования адаптивных возможностей человека в современных условиях приобретает особое значение, поскольку затрагивает интересы всего общества. Природа человека и его психофизиологические свойства, формировавшиеся в течение многих веков, не могут изменяться с такой быстротой и такими же темпами, как технологические условия производства, техника, природа и социальные отношения. Несоответствие между этими процессами ведет к возникновению сложных и противоречивых взаимоотношений между природой человека и окружающей его средой. Адаптации человека к условиям среды является общебиологическим свойством всего живого, но вместе с тем она носит ярко выраженный социальный характер. В социальной адаптации используются механизмы фенотипической регуляции, которые сводят внешние воздействия на внутреннюю среду организма до минимума.
На проявление адаптационных механизмов наиболее благоприятно сказывается способность личности адекватно строить свое поведение и деятельность по её решению. Адаптация — это есть начальная ступень уподобления человека социальной среде, условием деятельности, её основным компонентам. Адаптацию мы рассматриваем как психологическое условие формирования личности, в основе которой лежат мотивы и цели человека.
Адаптационный механизм представляет собой сложное образование. Он включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, психофизиологические и психоэмоциональные компоненты, интеллектуальные свойства. Однако основными компонентами адаптационного механизма является результат деятельности, который, собственно, и формирует этот механизм, непосредственно влияющий на мотивационную сторону деятельности.
Похожие статьи:
Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы
Рассмотрим анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы. Название школы: Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида". Адрес школы: г. Муром, ул. Тимирязева, 2. Данная школа обладае ...
Образовательные программы
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования. Програм ...