Психология часто обращается к вопросам, связанным с развитием личности и с возможностями адаптации человека. «Задержки психологического развития и нарушение социальной адаптации» — эти проблемы служат и темой обсуждения в научной литературе, и поводом обращения к психологу.
Личность как сложная развивающаяся система способна переживать и периоды покоя и неизменности, и моменты высокой степени неопределенности, соответствующие жизненным кризисам, когда дальнейшая судьба человека может повернуться как в лучшую, так и в худшую сторону (в естественнонаучных дискуссиях в связи с проблемой неопределенности выделяют точки бифуркации - моменты, начиная с которых развитие может происходить по двум возможных сценариям) Однако более важным нам кажется вопрос о соотношении развития личности с процессом адаптации человека. Психика несет значительную приспособительную нагрузку, позволяя живому организму расширять своё взаимодействие с миром.
Среда предъявляет задачу (стимул) — система отвечает реакцией. Поскольку весь жизненный путь личности может быть представлен как череда сменяющих друг друга задач, в наиболее выгодном положении находится человек с умеренно выгодными качествами, бес крайностей. Связь умеренности личностных качеств и социально-психологической адаптированности отмечалась известным психологом Т. Лири; по его мнению, как излишняя агрессивность, так и выраженное дружелюбие, как стремление быть лидером, так и готовность легко подчиняться ослабляют возможность психологической адаптации человека. Близкая мысль была высказана немецким писателем Т. Манном: люди часто удивляются странностям, сопровождающим гениальность, забывая при этом что талант, сам по себе является странностью. Предметом частых обсуждений в психологической и педагогической литературе является сложности адаптации высоко одаренных детей-вундеркиндов.
Способность адаптироваться, приспосабливаться к изменениям среды — вещь, безусловно, важная и ценная, однако она не исчерпывает всего содержания личности. Адаптация обеспечивает успешное выживание человека в меняющихся условиях, диктуя иногда необходимость совершения какого-либо поступка, иногда - воздержание от него. В этом - основная характеристика адаптационных изменений: человек действует согласно логике ситуации, а не соответственно устремлениям собственной природы. Поэтому в некоторый момент существования «казаться» начинает преобладать над «быть». Человек принимает роль, усиливая в себе одни качества и подавляя другие. При этом важно, что он сам может быть убежден в ценности совсем других свойств.
Проблема формирования адаптивных возможностей человека в современных условиях приобретает особое значение, поскольку затрагивает интересы всего общества. Природа человека и его психофизиологические свойства, формировавшиеся в течение многих веков, не могут изменяться с такой быстротой и такими же темпами, как технологические условия производства, техника, природа и социальные отношения. Несоответствие между этими процессами ведет к возникновению сложных и противоречивых взаимоотношений между природой человека и окружающей его средой. Адаптации человека к условиям среды является общебиологическим свойством всего живого, но вместе с тем она носит ярко выраженный социальный характер. В социальной адаптации используются механизмы фенотипической регуляции, которые сводят внешние воздействия на внутреннюю среду организма до минимума.
На проявление адаптационных механизмов наиболее благоприятно сказывается способность личности адекватно строить свое поведение и деятельность по её решению. Адаптация — это есть начальная ступень уподобления человека социальной среде, условием деятельности, её основным компонентам. Адаптацию мы рассматриваем как психологическое условие формирования личности, в основе которой лежат мотивы и цели человека.
Адаптационный механизм представляет собой сложное образование. Он включает в себя соответствующие деятельности способности, умения, навыки, психофизиологические и психоэмоциональные компоненты, интеллектуальные свойства. Однако основными компонентами адаптационного механизма является результат деятельности, который, собственно, и формирует этот механизм, непосредственно влияющий на мотивационную сторону деятельности.
Похожие статьи:
Оптимизация самостоятельности школьников
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условии для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Оптимизация познавательной дея ...
Основы научных методов и характер научных революций
Что такое наука? Существуют определения типа: "наука есть систематизированное знание" или "наука представляет собой иерархически организованную систему знаний", но такие определения не достаточны. Не всякое систематизированное знание есть наука. Ведь этому определению удовлетворяет любое систематизированное учение, не имеющее ничего общего с наукой. Можно предположить и такое ...