Нравственные вопросы, проблемы становления, самоопределения личности, самовоспитания волнуют подростков. Учитель обсуждает с ними требования Чехова к «воспитанному человеку» и размышляет над тем, что стоит за этими словами. Ученики должны знать, как упорно Чехов работал над собой. «Должен сказать тебе, – писал он жене, – что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает». Следы упорного труда самосовершенствования можно увидеть, разглядывая ряд фотографий
писателя разных лет жизни. Это прием использования наглядности.
Десятиклассники вместе с учителем вспомнить уже известные им рассказы писателя – «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Они отвечают на такие вопросы: какие чувства, мысли вызвали рассказы? Что их объединяет? Учащиеся отмечают общую для двух рассказов ситуацию «хамелеонства», уничтожение человека чином.
Еще один рассказ, рекомендованный для изучения – «Смерть чиновника». Перед чтением русский методист А.Г. Евлампиев рекомендует обратить внимание на название, спросить у учеников, какие читательские ожидания вызывает у них название; а после чтения посмотреть, оправдались ли они. Также А.Г. Евлампиев предлагает задать ученикам такие вопросы:
· Какие чувства вызвал рассказ?
· Смешной он или грустный?
· Вопросом, организующим анализ, может стать вопрос: «Отчего умер чиновник Червяков?».
· Какой случай привел в конечном итоге к смерти героя? Как это происходит?
Этим же методистом предложен такой прием, как составление таблички цитат
, показывающую, как изменяются чувства Червякова и генерала в процессе их общения.
Червяков |
Генерал | |
1) в зале |
«нисколько не сконфузился», «пришлось сконфузиться», «не мой начальник, чужой, но все-таки неловко», «Извините… я нечаянно…» |
«небрежно отмахнулся», «Ничего, ничего… Ах, сидите, пожалуйста, дайте слушать» |
2) в антракте |
«подозрительно поглядывая на генерала» |
«нетерпеливо шевельнул нижней губой», «Я уж забыл» |
3) в приемной в первый день |
«надел новый вицмундир, постригся», «начал докладывать» |
«Какие пустяки… Бог знает что!» |
4) в приемной в тот же день |
«Говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. – Сердится, значит…», «забормотал», «Генерал, а не может понять» |
«состроил плаксивое лицо», «махнул рукой», «Да вы просто смеетесь…» |
5) в приемной на следующий день |
«забормотал», «млея от ужаса», «в животе… что-то оторвалось» |
«» Пошел вон!!» – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал», «затопав ногами» |
6) дома |
«помер» |
Похожие статьи:
Энергосбережение на занятиях факультатива
Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши». Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2—4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются ...
Понятие и психолого-педагогические особенности
мотивации к учению
Понятие «мотивация» относится к числу фундаментальных категорий таких наук, как психология, педагогика, социология, лингводидактика, философия и др. Этим обусловлена множественность трактовки сущности данного понятия. Этимологически термин «мотив» восходит к латинскому «movere», что означает «двигать». Согласно словарю С. Ожегова, «мотив» - побудительная причина, повод к какому-то действию. Психо ...