Характеристика рефлексивной деятельности учителя

Новая педагогика » Портфолио учителя » Характеристика рефлексивной деятельности учителя

Страница 4

· В структуру навыков входят три типа:

o социально-перцептивные навыки;

o рефлексивные;

o интеллектуальные.

Рефлексивно-перцептивные умения, которые связаны со специфической чувствительностью педагога к собственной личности и к личности учащегося. От данных способностей зависит эффективность познания педагогом самого себя и личности другого человека. Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия. Она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о конкретных случаях взаимодействия, но часто и обобщающие, и частные выводы делаются на малом ограниченном числе признаков, являются неверными и ригидными (то есть не корректируются с учетом конкретных ситуаций). Процесс понимания друг друга "осложняется" явлением рефлексии. Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает тебя, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается твой внутренний мир.

1. Словарь практического психолога предлагает два значения понятия «рефлексия» (от лат. reflexio – отражение) – 1. размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния; 2. механизм взаимопонимания – осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.

4. Вставить в главу !!!!!Субъект может рефлексировать: а) знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б) представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков; в) свои поступки и образы собственного «я» как индивидуальности; г) знания об объекте и способы действия с ним.

5. В педагогической деятельности рефлексия является таким же необходимым компонентом, как и в любой человеческой деятельности.

8. А. К. Маркова включает педагогическую рефлексию в группу психологических качеств учителя и понимает ее как обращенность сознания на самого себя, учет представлений учителя о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика.

9. А. К. Маркова выделяет специальную группу перцептивно-рефлексивных педагогических способностей, которые являются ведущими: способность к изучению другого человека, понимание, сопереживание, способность встать на его точку зрения и посмотреть на себя со стороны.

11. 12. В современных исследованиях достаточно много внимания уделяется рефлексии в педагогическом процессе, как в деятельности педагога, так и в деятельности учащихся.

13. Рефлексия характеризует самосознание учащегося, осмысление им собственной коммуникативной деятельности, она выступает и как самоотражение, и как умение смотреть на себя глазами партнеров по коммуникации, становиться на их позиции, объективно оценивая себя, намечать пути самосовершенствования, самокоррекции, создавать «образ Я».

Таким образом, рефлексия является основой педагогической деятельности учителя на всех ее этапах: от замысливания цели до получения и анализа результатов.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Особенности концентрации и распределения зрительного внимания
С этим заданием дети обеих групп справились достаточно успешно, и за выполнение получили очень хорошие баллы. Из всех заданий на исследование свойств зрительного внимания, это задание оказалось для детей самым простым. Оценку в пять баллов, что характеризует уровень сформированности концентрации и распределения внимания, как очень высокий, в контрольной и экспериментальной группах, получили равно ...

Формирование графических умений и навыков на уроках ИЗО у учащихся 1-9 классов
В данном параграфе перед нами стоит задача рассмотреть теоретические основы понятий "умения" и "навыки" и процесс их формирования. Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений уча ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru