Предстоящее изменение характера нашей цивилизации не может не отразиться на роли науки, этой "движущей силы прогресса", в обществе. Еще недавно в своем отношении к природе наука базировалась на взглядах Ф.Бэкона: "Наука нужна для того, чтобы покорять природу". В соответствии с учением Ф.Бэкона считалось, что мы изучаем природу главным образом потому, что знание природы дает нам силы для господства над ней. Вспомним известный всем бэконовский лозунг: "Знание — сила!" или популярное в нашем отечестве высказывание И.Мичурина: "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их наша задача". Эта наивная вера в бесконечную возможность природы терпеть наше насилие над ней и все сумасбродные выходки "просвещенного" и "цивилизованного" общества привели нас на край гибели. Оказалось, что абсолютизация возможностей разума крайне опасна!
Понимание роли науки как основы прогресса глубоко укоренилось в западном обществе. Именно наука стала источником экономической мощи Соединенных Штатов. Однако по мере понимания назревающего кризиса планетарного масштаба, а также углубления пропасти между "техногенной" цивилизацией развитых стран и традиционной культурой и в европейских странах, и в остальном мире, в кругах широкой общественности, особенно связанной с традиционными гуманитарными и клерикальными кругами, растет оппозиция современным формам научно-технического прогресса. Раздаются даже призывы запретить науку или отстранить ее от участия в разработке путей развития цивилизации (НГ-Наука, 2000г., №2). Но не наука виновата в том, что политики и философы за тысячелетнюю историю человечества не сумели придумать никакого другого идеала, кроме "потребительского" общества, не сумели выработать таких идеалов или этических норм, которые бы вдохновили бы это самое общество на нечто большее, нежели усиленный рост потребления. Экологический кризис породили не наука и техника, а общество, не способное обуздать свои первобытные инстинкты. Поэтому надо говорить не об ограничении или отлучении науки, а о ее гуманитаризации, имея под этим ввиду изменение ее целей и методов. Не достижение абсолютного знания, которое, по-видимому, не существует, или "вечное познание бесконечной истины" должно стать целью науки, а осмысление роли человека в окружающей его природе и способов сосуществования с ней.
В связи с проблемой "сохранения" и "выживания" цивилизации мы впервые в истории развития науки можем говорить о цели научного прогресса, если только не понимать под целью "упорную и настойчивую попытку навязать природе те концептуальные рамки, которые дало профессиональное образование". И доминировавшая на протяжении двух тысячелетий европейская научная традиция — не единственно возможная.
Найти возможные пути сосуществования человечества и биосферы — вот главная задача, стоящая перед нынешними и будущими поколениями ученных. Задача грандиозная, необычайно сложная, но жизненно важная для человечества. Научные разработки вряд ли могут много сказать о том, что надо делать, как трансформировать новую цивилизацию. Но они должны и могут четко сказать о том, чего нельзя делать. Наука не указующий перст, а система знаний, позволяющих предупредить людей об опасностях, рассказать о возможностях, которыми располагает общество, и сделать осознанными новые правила поведения.
Ясное сознание неизбежности эволюционных перемен приведет к переориентации научного поиска и к изменению существующих в нем приоритетов: развитие науки, техники ориентированное на прибыль, на войну, на уничтожение, что в общем одно и то же, должно быть заменено на поиски условий, обеспечивающих сохранение на Земле рода человеческого. Новая цивилизация должна начинаться с новых образовательных программ.
В отличие от века пара, каким был XIX век, и века XX, который был веком электричества и атомной энергии, наступивший век будет веком гуманитарных знаний, ибо наука об обеспечении коэволюции человечества и биосферы и есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации.
Похожие статьи:
Психологический и педагогический подходы к пониманию
саморазвития
Одной из важнейших социальных проблем современного общества является подготовка профессионально компетентного специалиста, способного к самостоятельной продуктивной деятельности, к творческому самосовершенствованию и саморазвитию. Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионально ...
Игровая деятельность в процессе обучения
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны п ...