3. проведение эксперимента таким образом, чтобы получить ясный результат;
4. повторное проведение всей этой процедуры, выдвижение новых, побочных гипотез и гипотез, вытекающих из уже имеющихся данных, для того чтобы уточнить остающиеся возможности, и так далее.
Схема напоминает нам, что мы должны выдвигать гипотезы и выбирать решающий эксперимент, а затем делать следующий шаг, взбираться до следующего разветвления, не теряя времени на побочные моменты, не имеющие прямого отношения к делу. Описанный метод имеет столь большое значение потому, что не существует более строго метода для исследования неизвестного.
Суть метода строгих выводов заключается в том, что после ознакомления с тем или иным научным объяснением или той или иной теорией нужно задать вопрос: "А какой эксперимент мог бы опровергнуть эту гипотезу?"
И еще одно замечание, которое является важнейшим следствием научного метода. Если имеются несколько альтернативных гипотез, описывающих определенный круг явлений, то до тех пор, пока какая-либо из них не будет отброшена на основании противоречия четко поставленному решающему эксперименту, все они обязаны рассматриваться как потенциально верные независимо от ваших внутренних убеждений и предпочтений. Нарушение этого принципа явилось причиной большинства самых трагичных и неприглядных страниц истории развития науки. Каждый человек вправе отстаивать то, что он считает истиной, но каждый другой имеет такое же право разбивать его доводы.
Р.Фейнман еще более кратко определил суть научного метода и отмеченные выше три его основные составляющие части: "Наблюдение, размышление и опыт - вот что составляет так называемый научный метод".
Другим важнейшим принципом современного научного подхода является принцип, сформулированный еще в XIV веке философом Уильямом Оккамом и обычно называемый "бритва Оккама": "Не следует умножать сущности без необходимости". Следствием принципа Оккама является данная А.Эйнштейном формулировка: "Цель теоретической физики состоит в том, чтобы создать систему понятий, основанную на возможно меньшем числе логически независимых гипотез, которая позволила бы установить причинную взаимосвязь всего комплекса физических процессов".
Наши знания законов природы принципиально неполны и никогда не могут стать исчерпывающими. Очень образно эту ситуацию описал Р.Фейнман: "Представьте себе, что сложный строй движущихся объектов, который и есть мир, - это что-то вроде гигантских шахмат, в которые играют боги, а мы следим за их игрой". Именно поэтому прогнозирование дальнейшего развития науки - вещь в значительной степени бессмысленная и потому бесполезная. Мы можем делать какие-то "краткосрочные" прогнозы в рамках развиваемой нами "нормальной" наук, но нам принципиально не дано заглянуть за горизонт. Ведь развитие науки, в конечном счете, задается открытиями, а открытия, по определению, непредсказуемы и могут потребовать корректировки или смены парадигм. Их нельзя вывести методами дедуктивной логики. Более того, даже само "научное исследование возможно только когда объяснение идет не дальше некоего уровня представлений, принимаемых научным сообществом как данное, - научной мифологии" (Бабаков, 2000г.). "На самом деле разум ничего не может определить с исчерпывающей полнотой, и самое главное он не может строго формализовать собственный же инструментарий - понятия" (Анохин, 2000г.).
У науки могут быть разные методы и пути развития. В течении более чем двух тысячелетий европейская наука шла путем анализа природных и социальных явлений и добилась на этом пути впечатляющих успехов, что дало человеку повод на краткий миг почувствовать себя всемогущим "царем природы" и "целью мироздания". Известны и другие пути. Восток (Китай) шел путем единого восприятия природы и человека как ее составляющей части. И вплоть до начала технической революции на Западе этот путь позволял ему опережать Европу по уровню технического развития!
Мы уже говорили о серьезном кризисе европейской цивилизации, созданной на основе достижений европейской науки и западной гуманитарной культуры, о необходимости гуманитаризации как самой цивилизации, так и науки, лежащей в ее основе. В принципе можно представить три метода познания окружающего мира: науку, искусство и Божественное откровение. Но на самом деле только наука и искусство являются методами познания, т.е. постепенного овладевания знаниями. Откровение, в принципе, может дать только уже готовое, законченное знание. Но, с другой стороны, наука и искусство - всего лишь названия двух направлений на бесконечной линейной шкале методов познания.
Похожие статьи:
План-конспект занятия курса
В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в прак ...
Развитие словаря и словообразования в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Самые первые слова у ребенка обычно появляются к год ...