Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и ее результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, которая в свою очередь определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей, т. е. Мотивация обозначает систему факторов, определяющих поведение человека. Мотив всегда связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью, речью. Целью называют тот непосредственный результат, на который в данный момент направлено поведение. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Опыт показывает, что происходит ее снижение от класса к классу. До момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется изъясняться на иностранном языке, декламировать стихотворения, петь песни, читать. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается успеваемость. А в последствии, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство постановкой обучения иностранному языку.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала созданием и внедрением так называемых нетрадиционных, нестандартных форм урока, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда и имеют главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному предмету. Но, как показывают исследования, не все учителя применяют эти формы, полагая, что традиционный урок обладает достаточным количеством методических средств для повышения мотивации учащихся к иностранному языку. Те же учителя, которые применяют нестандартные уроки, не всегда делают это целенаправленно, с учетом факторов, влияющих на повышения мотивации.
В результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий: 1. между снижением мотивации школьников и его значением в процессе обучения; 2. между потребностью образовательного процесса в создании личностно ориентированного урока и стремлением учителей сохранить традиционный подход в обучении при поддержании мотивации школьников; 3. между повышением статуса иностранного языка и его недостаточным использованием для повышения познавательного интереса школьников к предмету.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы возможности нетрадиционных форм урока в повышении мотивации школьников к иностранному языку? Поэтому темой нашего исследования является: «Нетрадиционные формы урока как средство повышения мотивации к иностранному языку».
Объект исследования — процесс обучения на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - применение нетрадиционных форм урока в целях повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка.
Цель исследования: изучить нетрадиционные формы организации урока и выявить их эффектность как средства повышения мотивации к иностранному языку.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что интерес к немецкому у школьников значительно повысится, если:
- цель формирования мотивации школьников будет выделена как значимая и существенная;
- будут учитываться психолого-педагогические и методические особенности обучения немецкому языку;
- обучение немецкому языку будет осуществляться с помощью нетрадиционных форм урока, которые станут неотъемлемым компонентом учебно-воспитательной работы на уроках немецкого языка.
Исходя из постановки проблемы, объекта, предмета, гипотезы и ввиду многоплановости темы мы сосредоточили внимание на исследовании узловых моментов и определили следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий «мотивация», «познавательная мотивация», «урок», «нетрадиционный урок»;
- рассмотреть урок иностранного языка как традиционную форму обучения, его специфику, задачи;
- рассмотреть особенности нетрадиционного урока.
Л.Н. Толстой сказал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика...чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик».
Похожие статьи:
Классификация и особенности стилей педагогического общения
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: · авторитарный; · демократический; · попустительский. При авторитарном (монологическом) стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оце ...
Урок английского языка с использованием технологии «Интернет»
Тема урока: «Зеленая комната». "The Green Room." Цель урока: Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся с помощью Интернета. Обучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста, обучение составлению рассказов на заданную тему. Environmental protection – защита окружающей среды Rising threat – повышение угрозы Drastic – решительный Carbon – n ...