В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
· от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
· от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
· от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
· от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных педагогических технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Поэтому тема нашего исследования приобретает высокую актуальность.
Цель исследования: изучение теории и практики применения педагогических технологий в процессе модернизации современного образования.
Объект: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет: педагогические технологии обучения.
Гипотеза: эффективность новой педагогической технологии может быть достигнута при условиях:
· наличия банка педагогических технологий, информационной базы их концепций, алгоритмов, учебно-методического обеспечения;
· учете уровня образовательной подготовленности детей;
· соответствии научной концепции технологии реалиям и возможностям школы.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы педагогических технологий;
2. Проследить исторические корни современных педагогических технологий;
3. Определить структуру и основные качества современных педагогических технологий;
4. Ознакомиться с технологиями обучения и воспитания в Хуциевской СОШ Кизлярского района.
Методы исследования: теоретическое исследование, анализ, синтез, наблюдение, описание, беседа, обобщение.
Похожие статьи:
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях
Если бы мы позволили жизни ребенка войти в нас поло и искренне и стать нашим учителем, нам пришлось бы сказать: «Благодарю тебя, дитя человеческое за то, что ты напомнил мне, как радостно и тревожно быть Человеком. Спасибо, что ты дал мне расти вместе с тобой, за то, что я снова могу научиться тому, о чем позабыл: простоте, силе, полноте, изумлению и любви, и научиться уважать собственную жизнь, ...
Организация эксперимента по формированию психологической
готовности старших дошкольников к школьному обучению
Результаты контрольного эксперимента выявили необходимость в развитии у испытуемых дошкольников психологической готовности к школьному обучению. Для развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности; 2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятел ...