Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Откуда же педагог черпает эту информацию о ребенке? Логичный и закономерный ответ – он видит его перед собой, и то, что он видит, становится основой для взаимодействия между ними. Воспитатель наблюдает поведение ребенка, его действия, пластику и мимику, экспрессию телодвижений – все то, что называют внешним видом; воспринимает его речь, тембр и мелодику голоса, речевую эмоциональную выразительность и т.д. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка (безусловно расширяющееся в процессе дальнейшего взаимодействия), которое во многом определяет характер педагогического воздействия.
По существу, здесь выявляются сразу две проблемы: первая из них – это умение видеть другого человека, определять по внешним признакам и формам, по поведенческим проявлениям реальное состояние и отношение; вторая - умение демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение и тем самым влиять на отношения своего подопечного.
Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с давних времен.
Древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок.460 – ок.370 до н.э.) еще в IV веке до н. э. предлагал использовать мимику и пластику для определения темперамента; идеи психологии выразительных движений нашли отражение в работах его знаменитого соотечественника Аристотеля (384 – 322 до н.э.) ("О возникновении животных", "Риторика"); древнеримский врач Гален (ок.130 – ок.200) объединил разрозненные данные о пластико-мимической выразительности человека в учение, получившее название физиогномика, а известный врач и естествоиспытатель Парацельс (1493-1541) использовал мимические движения практически – в диагностировании больных.
Владея информацией о состоянии ребенка в данный момент, сформированности его отношений, педагог получает возможность направить свое воздействие на снятие этого состояния, коррекцию или закрепление этого отношения, что опосредованно приводит и к изменению поведения ребенка. Подчеркнем эту мысль: не учитель, как великий манипулятор, используя строгость или ласку, изменяет поведение детей (поведение интересует его лишь как диагностическое средство), а они сами в момент улучшения своего состояния или освоения новой ценности проявляют себя по-новому.
Информация, "считываемая" с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций, определяет для педагога характер прикосновения к личности: это тонко "инструментуемое" педагогическое воздействие, стимулирующее свободный индивидуальный выбор на уровне современной культуры.
Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (470/469 – 399 до н.э.) с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удается не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включить их в дискуссию, научить производить самокоррекцию. Рассмотрим, например, каким образом Сократ инструментует свое воздействие на Гиппия в разговоре с ним о том, что есть прекрасное. Он восторжен» но приветствует Гиппия, высоко отзывается о его ораторских умениях, рассказывает о своей неудаче в разговоре с незнакомцем, желающим узнать ответ на вопрос, что же такое – прекрасное.
Похожие статьи:
Содержание раздела курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ»
информатика школьный учебный компьютер Исходя из всего отмеченного выше, раздел курса информатики «Программное обеспечение для ЭВМ» должен включать следующие темы: 1. Информационные средства. 2. Структура программы. Методы проектирования программы. 3. Основные устройства ЭВМ. 4. Назначение, общие принципы и функции операционной системы. 5. Персональная ЭВМ: развернутая структура; структура програ ...
Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие три периода формирования грамматического строя речи: I период – период предложений состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 ...