Если педагог выстраивает воздействие на ребенка как тонкое и искусное прикосновение к личности, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и многое другое. Откуда же педагог черпает эту информацию о ребенке? Логичный и закономерный ответ – он видит его перед собой, и то, что он видит, становится основой для взаимодействия между ними. Воспитатель наблюдает поведение ребенка, его действия, пластику и мимику, экспрессию телодвижений – все то, что называют внешним видом; воспринимает его речь, тембр и мелодику голоса, речевую эмоциональную выразительность и т.д. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка (безусловно расширяющееся в процессе дальнейшего взаимодействия), которое во многом определяет характер педагогического воздействия.
По существу, здесь выявляются сразу две проблемы: первая из них – это умение видеть другого человека, определять по внешним признакам и формам, по поведенческим проявлениям реальное состояние и отношение; вторая - умение демонстрировать в доступной и привлекательной форме собственное отношение и тем самым влиять на отношения своего подопечного.
Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с давних времен.
Древнегреческий врач и реформатор античной медицины Гиппократ (ок.460 – ок.370 до н.э.) еще в IV веке до н. э. предлагал использовать мимику и пластику для определения темперамента; идеи психологии выразительных движений нашли отражение в работах его знаменитого соотечественника Аристотеля (384 – 322 до н.э.) ("О возникновении животных", "Риторика"); древнеримский врач Гален (ок.130 – ок.200) объединил разрозненные данные о пластико-мимической выразительности человека в учение, получившее название физиогномика, а известный врач и естествоиспытатель Парацельс (1493-1541) использовал мимические движения практически – в диагностировании больных.
Владея информацией о состоянии ребенка в данный момент, сформированности его отношений, педагог получает возможность направить свое воздействие на снятие этого состояния, коррекцию или закрепление этого отношения, что опосредованно приводит и к изменению поведения ребенка. Подчеркнем эту мысль: не учитель, как великий манипулятор, используя строгость или ласку, изменяет поведение детей (поведение интересует его лишь как диагностическое средство), а они сами в момент улучшения своего состояния или освоения новой ценности проявляют себя по-новому.
Информация, "считываемая" с внешнего облика ребенка, его мимики и пластики, поведенческих реакций, определяет для педагога характер прикосновения к личности: это тонко "инструментуемое" педагогическое воздействие, стимулирующее свободный индивидуальный выбор на уровне современной культуры.
Диалоги великого философа Древней Греции Сократа (470/469 – 399 до н.э.) с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удается не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включить их в дискуссию, научить производить самокоррекцию. Рассмотрим, например, каким образом Сократ инструментует свое воздействие на Гиппия в разговоре с ним о том, что есть прекрасное. Он восторжен» но приветствует Гиппия, высоко отзывается о его ораторских умениях, рассказывает о своей неудаче в разговоре с незнакомцем, желающим узнать ответ на вопрос, что же такое – прекрасное.
Похожие статьи:
Особенности проведения занятий по тестопластике у детей старшего
дошкольного возраста
За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности, более полно раскрыть природные свойства и пластическую сущность материала, предоставляя при этом возможности свободной импровизации, полета мысли и фантазии исполнителям. Лепка из теста не требует высоко про ...
Особенности формирования технике чтения на начальном этапе обучения
Одним из возможных эффективных путей повышения качества преподавания иностранного языка в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познавательным интересам детей младшего возраста (Ш.А. Амонашвили, Б.В. Беляев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Крутецкий, А.А. Леонтьев, И.А. Мещерова, В.М. Филатов). Авторы методик ...