"Сократ. .Ведь ты-то это определенно знаешь, и, разумеется, это лишь малая доля твоих многочисленных знаний.
Гиппий. Конечно, малая доля, Сократ, клянусь Зевсом, ничтожная, можно сказать.
Сократ. Значит, я легко научусь, и никто меня больше не изобличит
Гиппий. Разумеется, никто: ведь иначе я оказался бы ничтожеством и заурядным человеком.
Сократ. Клянусь Герой, хорошо сказано, Гиппий, – лишь бы только нам одолеть того человека! Но не помешать бы тебе, если я стану подражать ему и возражать на твои ответы, – чтобы ты как можно заботливее научил меня .
Гиппий. Ну что ж, возражай!
Сократ. "Так ответь мне, чужеземец, – скажет он, – что же такое прекрасное?"
Гиппий. .прекрасное – это прекрасная девушка.
Сократ. Прекрасный и славный ответ, Гиппий . Я хочу только заметить, что он на это скажет.
Гиппий. Говори же.
Сократ. "Хорош же ты, Сократ! - скажет он. - Ну, а разве прекрасная кобылица, которую даже и бог похвалил в своем изречении, не есть прекрасное?" Что мы на это скажем, Гиппий?".
Благодаря продуманности воздействий Сократу удается инициировать в своем собеседнике интеллектуальную активность, увидеть за внешней легкостью вопроса его глубинную суть и подвести к самостоятельному решению о правоте своих суждений.
Существенный вклад в развитие искусства толкования внешнего облика внес Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), названия работ которого говорят сами за себя – "О том, каков человек сам по себе", "О том, что человек имеет", "О том, что человек представляет", "О физиогномике" и др. Английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809 – 1882) в своем труде "О выражении эмоций у человека и животных", находясь на материалистической позиции и отстаивая эволюционность в природе, обосновал приспособительный характер эмоциональных состояний человека, что позволяет выявлять закономерности этих проявлений.
При исследовании взглядов педагогов, учитывающих личностные и индивидуальные особенности детей, непременно обнаруживается повышенный интерес к внешней выразительности отношенческой позиции как воспитанников, так и воспитателей, поскольку она определяет возможность и характер прикосновения к личности ребенка в процессе формирования у него ценностных отношений к окружающим объектам. Прикосновение педагога должно пленять и очаровывать детей, побуждая их тем самым на выбор таких форм взаимодействия с миром, которые соответствовали бы уровню современной культуры.
Еще Демокрит (460-371 до н.э.) замечал: лучше побуждать к добродетели внутренним влечением и убеждением, чем назиданием, законом и силой. Рассуждая о воспитании оратора, Марк Фабий Квинтилиан (ok.35-ok.96) писал: "Учение должно быть для него забавою; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он радовался, когда что-нибудь выучит . чтобы соперничал в успехах со своими сверстниками и часто считал себя победителем; для этого не лишни и награды ."; и далее: " .прилежание зависит от доброй воли, на которую нельзя подействовать принуждением".
В современной терминологии суждения этих античных авторов звучат так: оба говорят об отношении ребенка в процессе его воспитания и образования, причем М.Ф. Квинтилиан указывает на обязательность переживания детьми успеха своей деятельности как важнейшего фактора, стимулирующего дальнейшее личностное развитие. При этом формы воздействия отбираются в соответствии со стремлением возбудить в ребенке желание самосовершенствования,
Похожие статьи:
Формирование мотивации учебной деятельности при обучении иностранных языков
Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке . И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют язы ...
Информационные технологии во внеклассной работе
Максимально использовать ресурсы и услуги Интернета и компьютера на уроке невозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет компьютеров. Поэтому основная деятельность в сети Интернет может быть организованна лишь во внеурочное время. Как правило, в школах, оборудованных компьютерной техникой, доступ в Интернет организуется на базе медиатеки – специального информационного центра шк ...