Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам, то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, формированию логического мышления, умения находить причинно-следственные связи.
Включение темы процента в интерактивное пособие, содержащее обыкновенные дроби не случайно, а предпринято с целью установить взаимосвязь двух, изучаемых в разное время, понятий. Обыкновенная дробь является, по существу, одной из первых математических абстракций, которая встречается в школьном курсе. Соблюдение постепенности перехода от конкретного к отвлеченному, установление связи с прошлым опытом, позволяет проследить динамику развития двух математических понятий в рамках одного курса.
Пренебрежение учителем содержательной стороны изучаемых понятий, быстрый переход к формальному оперированию дробями (процентами) без надежной опоры на наглядность приводит к тому, что слабые, а то и средние ученики не понимают изучаемого материала.
Использование компьютерных технологий на уроках позволяет не только формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, но и помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает чёткость в организации работы учащихся, наглядно отражая содержательную сторону изучаемого материала. Таким образом, учащиеся в результате практических действий, соотнесения различных моделей, анализа ситуаций подходят к осознанию основных понятий и операций, связанных с ними, формулируют их и применяют при выполнении различных заданий.
Разработанный Flash–фильм играет роль демонстрационного пособия с интерактивными элементами: позволяет осуществлять проверку и самоконтроль, полученных учащимися знаний. После изучения теоретического материала учащиеся могут проверить свои знания при прохождении теста или при выполнении заданий на первичное закрепление понятий.
Основной дидактической целью пособия является содержательный подход к введению понятий «обыкновенной дроби» и «процента», их взаимосвязь:
дробь, как часть целого;
правильные и неправильные дроби. Смешанные числа;
сравнение дробей;
основное свойство дроби;
нахождение части от числа;
нахождение числа по его части;
нахождение дроби, которую одно число составляет от другого.
понятие процента;
нахождение процента от числа;
нахождение числа по его проценту.
Данное пособие можно использовать при изучении раздела «Обыкновенные дроби» и «Проценты» в курсе математики 5 класса. Мультимедийное пособие содержит основной понятийный материал, соответствующий этим темам.
Так как ни один школьный учебник не ставит изучение обыкновенных дробей и процентов рядом, то первоначально учитель может демонстрировать учащимся на уроке отдельные сцены пособия, подходящей к данному уроку тематики. А затем, на уроках обобщения и систематизации знаний учащихся, использовать это пособие в более полном объеме.
Рассмотрим примеры поурочного планирования изучения данного раздела школьного курса математики с указанием возможностей использования мультимедийного пособия «Обыкновенные дроби и проценты» на отдельных уроках.
Примерное планирование по математике 5 класса (математика 5 кл. Зубарева И. И., Мордкович А. Г.) (5 часов в неделю).
Тема урока |
Кол-во часов |
Комментарии к использованию мультимедийного пособия. |
Глава II. Обыкновенные дроби | ||
Обыкновенные дроби |
2 ч |
Учитель может обратиться к первому разделу «Обыкновенные дроби», пункту 1.1 интерактивного пособия, где рассмотреть предлагаемые примеры. Воспользоваться сформулированным определением обыкновенной дроби и перейти к решению нетрудных заданий, нацеленных на первичное закрепление знаний. При сравнении дробей, возможно, использовать пошаговый алгоритм, приведенный в пункте 1.3 данного программного продукта. И закрепить полученные знания рядом несложных примеров. Рассмотреть задачи на доли можно с помощью приведенного в пособии примера, который соответствует пункту 2.3 «нахождение дроби, которую одно число составляет от другого» раздела 2: «задачи на дроби». Там же можно воспользоваться сформулированным правилом, относительно нахождения долей. |
Отыскание части от целого и целого по его части |
3 ч |
Способы отыскания части от целого и целого по его части рассматриваем на примере задач, которые приведены в интерактивном пособии в разделе «задачи на дроби» пунктах 2.1 и 2.2, запускаемых из содержания. Задачи детально разобраны и подкреплены динамическими иллюстрациями сюжета. После каждого примера приводится алгоритм решения задач данного типа. Закреплению навыка решения задач на отыскание части от числа и числа по его части могут служить первые три задачи теста (раздел «Порешаем задачи»). А весь тест полностью будет способствовать обобщению и систематизации навыков решения задач не только на дроби, но и на проценты. |
Основное свойство дроби |
4 ч |
Основное свойство дроби выводится из рассмотрения примера на увеличение величины дроби, в связи с увеличением ее членов в несколько раз. Последовательное изменение вида дроби при уменьшении числителя и знаменателя в одинаковое число раз, представлено правилом сокращения дробей. Таки образом, учитель может как целиком, так и частично использовать сцену 1.4. Воспользоваться сформулированным основным свойством и правилом сокращения дробей. Закреплению навыка решения задач на сокращения дробей могут служить примеры, представленные в практической части пункта 1.4, следующей сразу после теории. Полезно будет рассмотреть процедуру изменения величины дроби, представленной в первой части сцены, перед выполнением заданий из учебника, где требуется сравнить дроби, не приводя их к общему знаменателю ([19], стр. 114). |
Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа |
3 ч |
Сначала полезно будет вернуться к понятию обыкновенной дроби, пункту 1.1, рассмотрев там пример дележа яблок, где обыкновенная дробь выражена записью: . Заодно актуализировать знания учащихся, относительно членов входящих в обыкновенную дробь. Затем перейти к сцене 1.2, где уточняется число, записанное таким образом. Здесь же воспользоваться примером перехода через единицу, определив смешанное число. Рассмотреть алгоритм преобразования дроби из неправильной в смешанное число и из смешанного в неправильную дробь. Закрепить полученные знания можно рядом несложных примеров, следующих после приведенного алгоритма. |
Глава IV. Десятичные дроби | ||
Понятие процента |
3 ч |
Учитель может обратиться ко второму разделу «проценты», пункту 3.1 интерактивного пособия, где рассмотреть предлагаемые примеры. Воспользоваться сформулированным определением процента и перейти, сначала к рассмотрению решения примера: отыскание процента от целого. Затем приступить к решению нетрудных заданий, нацеленных на первичное закрепление знаний. В примеры такого типа включены так же задания на отыскание части от целого, где ответ выражен обыкновенной дробью. Таким образом, прослеживается взаимосвязь процента с обыкновенной дробью. |
Задачи на проценты |
5 ч |
Способы отыскания процента от целого и целого по его проценту рассматриваем на примере задач, которые приведены в интерактивном пособии в разделе «Задачи на проценты» пунктах 3.2.1 и 3.2.2, запускаемых из содержания. Задачи детально разобраны и подкреплены динамическими иллюстрациями сюжета, в них так же прослеживается связь с обыкновенными дробями, которая выражена сюжетной линией и структурной особенностью отыскания части от числа, числа по его части. После каждого примера приводится алгоритм решения задач данного типа. Закреплению навыка решения задач на отыскание процента от числа и числа по его проценту могут служить последние три задачи теста (раздел «Порешаем задачи»). А весь тест полностью будет способствовать обобщению и систематизации навыков решения задач не только на проценты, но и на дроби. |
Похожие статьи:
Социокультурный подход в учебно-методическом комплексе «NewMilleniumEnglish»в 8 классе авторов О.Л
Гроза, О.Б Дворецкая
Методический комплекс «New Millennium English-8» О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая является составной частью учебного курса New Millennium English для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений России, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. В УМК большое внимание уделяется формированию учебных навыков и умений, так ...
Этапы обучения двигательным навыкам
В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежнос ...