Исторические корни технологий воспитания и обучения

Страница 7

Принципиальные, с точки зрения педагогической технологии, положения эти ученые сформулировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия: 1) сочетание требования с уважением к детям; 2) разумность и подготовленность всякого педагогического воздействия; 3) доведение этого воздействия до конца.

В 70-е годы педагогическая техника внедряется в педагогические вузы посредством театральной педагогики. Основное внимание обращено на речевое воздействие: дыхание, голос, дикция, произношение, ударение, интонация и экспрессивная окраска, логика роения фраз и т.д.

Большой популярностью в педагогических кругах пользовались великого русского режиссера К.С. Станиславского (1863-1938) о подготовке актеров и режиссеров к сценической деятельности. Сравнение этих двух профессий, педагога и актера, давно обнаружило сход между ними, а А.С. Макаренко настаивал на необходимости обучения педагога приемам актерского мастерства. Действительно, целый комплекс упражнений, рекомендуемый К.С. Станиславским для работ актера над ролью, в настоящее время используется в подготовке учителя и дает при этом позитивные результаты. Привлечение системы К.С. Станиславского, как показывает современная практика, улучшает выработку у будущих педагогов навыков профессионального владения речью, мимикой, пластикой, движением, расширяет сферу эмоциональной выразительности, развивает память и внимание, воображение и т.д.

Вместе с тем не следует забывать, что артист на сцене и педагог – это не одно и то же. Их поведение различается по цели, качеству и другим характеристикам.

Начиная с конца 60-х годов и на протяжении последующего десятилетия растет интерес к психологическим знаниям и их использованию в работе педагога. Достаточно назвать такие имена, как В.Л. Леви, А.А.Леонтьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, исследования которых получили признание и стали популярными в эти годы. Глубоко вникая в вопросы настроения и чувств, психологию общения и воздействия, они сумели показать прикладную сторону выявленных закономерностей.

В.М.Коротов, адресуя свою книгу начинающему учителю, особо подчеркивал необходимость практической подготовки: "Знания без умений, знания, непосредственно нереализуемые в мастерстве, – все равно что теория без практики". Давая практические советы, он иллюстрирует это положение конкретными примерами. Вот что он говорит о педагогическом требовании в незнакомом учителю классе: "Отношение к учителю и организуемой им деятельности только начинает вырабатываться с этого момента. Именно поэтому главной формой педагогического воздействия на данном этапе становится прямое требование . – И далее: – Позитивность требования всегда вызывает определенный поступок".

Естественно, что разные ученые при исследовании педагогического воздействия в качестве главных, приоритетных выделяли различные его характеристики и возможные варианты осуществления, например, отношение к категории "внушение" в истории педагогики было неоднозначным: от полного неприятия до признания универсальности. И все же внушение как метод педагогического влияния имеет серьезные основания: "Внушающее воздействие на ученика оказывает и внешний вид учителя, и обстановка школы, и своеобразно классного коллектива".

С конца 60-х и в начале 70-х годов широкую известность получили идеи Э.Ш. Натанзон о способах и приемах педагогического действия. Приняв позицию А.С. Макаренко о необходимости инструментовки педагогического воздействия, Э.Ш. Натанзон выходит на уровень отношений ученика: " .отношения интенсивно им переживаются и влияют на его деятельность, поведение, формируют и шлифуют те или иные черты его характера". Повлиять на "проживание" ребенком социально ценностного отношения можно посредством педагогического воздействия, имеющего свои характерные особенности, обусловленные создаваемой педагогической ситуацией и содержанием чувств, которые переживает школьник. В выборе конкретного приема воздействия Э.Ш. Натанзон советует исходить из мотива поступка и душевного состояния ребенка, а также продумывать заранее условия и действия педагога, чтобы ярче выразить отношение, вызвав тем самым эмоциональный отклик и помочь воспитаннику выработать новое отношение к своим поступкам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Похожие статьи:

Особенности формирования информационной компетентности
Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от ...

Организация и методика исследования особенностей художественно-творческих способностей у детей
Эмпирическое исследование было организовано на базе общеобразовательной школы г. Красноярска для глухих детей с детьми младшего школьного возраста 7 – 10 лет в количестве 31 человека. Из них 18 девочек и 11 мальчиков. Цель исследования – выявить особенности творческого развития у глухих детей младшего школьного возраста. Исследование мы проводили в соответствии с этическими принципами и правилами ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru