При достоинствах и недостатках подобных подходов в педагогической теории и практике неминуемо возникает вопрос о том, как в этом случае избежать возможной нивелировки личности учителя и ученика и почему в этих взглядах отсутствует технология воспитания.
Воспитание как явление может рассматриваться с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической, процессуальной и т.д.
Рассмотрение с социальной позиции обнаруживает комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку, чтобы воспитать его. Такой подход требует специальной социологической подготовки учителя, чтобы он мог умело оперировать этими ценностями, а в идеале – сам был бы их носителем. Ребенок же в этом случае выступает как объект, с которым работает специалист по передаче социально значимой информации.
Методический взгляд на воспитание выявляет путь приобщения воспитанника к культуре, при котором педагог все свое внимание уделяет тому, чем занять детей. В этом случае они опять находятся на позиции объектов и по желанию воспитателя обязаны включаться в разнообразные виды деятельности.
Профессиональный ракурс рассмотрения этой проблемы высвечивает теоретически возможную модель педагога на основе его личностных качеств, а также специальных знаний, умений и навыков. Здесь ребенок выступает как цель профессиональной деятельности, профессиональная подготовка учителя приобретает огромную значимость.
Рассмотрение процессуальной стороны воспитания выявляет необходимость описания момента прикосновения к личности воспитанника – педагогического воздействия. От умения педагога реализовать свое воздействие на ученика зависит их дальнейшее взаимодействие, их сотрудничество, а также взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого он "проживает" и приумножает социально ценностные отношения. Ответ на вопрос, как выстроить такое воздействие, лежит в плоскости технологического обеспечения воспитательного процесса.
Актуальность разработки этого направления не вызывает сомнений: исключительно гуманное отношение к личности, находящейся в состоянии психологического напряжения, диктуется условиями нашей нынешней жизни. Своеобразным толчком здесь послужили и многочисленные издания зарубежных исследований в области психологии и человеческих коммуникаций, ранее недоступных для нас.
Начало 90-х годов характеризуется разноаспектными подходами к проблеме педагогической технологии, ее глубинным исследованием в различных вузах (Московский и Нижегородский педуниверситеты, Полтавский, Новосибирский, Волгоградский пединституты и другие). Одни изучение педагогической технологии связывают с выявлением специфических форм организации единого общешкольного коллектива. В этом случае, по-видимому, необходима модернизация всего уклада школьной жизни и, в первую очередь, ее функционально-управленческой структуры. Другие, с осторожностью употребляя термин "технология", создают курсы педагогического мастерства, употребляя понятие "педагогическая режиссура", чтобы усилить тем самым внимание к методике и педагогической технике.
Использование терминов "педагогическое мастерство" и "педагогическая режиссура", по нашему убеждению, является неудачным, так как мастерство как наивысшая форма овладения профессией не может быть сформировано в рамках одного курса, а вырабатывается в результате системного вузовского обучения и практической работы с детьми, а режиссура, даже в широком смысле, объясняется как руководство постановкой и сочетается, скорее всего, с методикой воспитательного процесса.
Похожие статьи:
Творческое воображение подростка
У подростков с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. В физиологическом порядке причина такого кризиса - образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом - антагонизм между чистой субъективностью ...
Функции воображения
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций выделяют: 1) гностически-эвристическую - позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности; 2) защитную - позволяет регулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.); 3) коммуникативную - предполагает общение либо в процессе соз ...