Швейцарский педагог-демократ И.Г. Песталоцци (1746-1827), мечтавший о социальном преобразовании общества путем развития истинно человеческих сил, пропагандировал идею разностороннего и этичного воспитания, согласующегося с природой самого ребенка. Всякое воспитательное воздействие как целенаправленное влияние педагога на личность должно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника. Настаивая на неразрывности обучения и воспитания, он ввел в педагогику понятие "воспитывающее учение", совмещающее умственное образование с нравственным воспитанием. Стремясь к созданию в школе атмосферы семейной любви, он многое заимствовал из уклада жизни простых людей. Вот что пишет И.Г. Песталоцци в ответ на удивление педагога, пораженного взаимоотношениями учителей и детей в его школе: "Он не знает воздействия сердечности, пожатия руки, кивка, улыбки; он не понимает значения забавы и шутки, важности совместного переживания радости и целящего воздействия веселого расположения духа .". В терминологии нашего времени это означает: И.Г. Песталоцци уделял много внимания созданию в школе благоприятного психологического климата и педагогической технологии. Следовать природе ребенка, в его понимании, – значит творчески разнообразить средства воздействия, а отнюдь не потакать причудам и капризам детства.
Множество примеров искусного прикосновения к личности ребенка содержится в педагогическом наследии таких мыслителей восемнадцатого столетия, как Ж.-Ж. Руссо, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Гербарт, А. Дистервег, Р. Оуэн, и далее, при описании частных вопросов технологии, мы будем апеллировать к ним. Однако уже на основе вышеприведенных примеров педагогической мысли прошлого можно утверждать, что педагогическая технология в качестве оптимального прикосновения к личности воспитанника существует издавна.
Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье эпоху Просвещения, получают свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1870/71) в разработке теории педагогики использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и других наук, так как все они, изучая человеческую природу, предоставляют педагогике ценнейший материал. Отстаивая идею гармонично развитой личности, он делает акцент на нравственном воспитании и потому требует от учителя нравственного отношения к детям, когда бы в школе исключался страх, принуждающий их "к неподвижности, к классной скуке и лицемерию". Дурные привычки ребенка К.Д. Ушинский предлагает удалять не хирургически, а пользуясь приемом вытеснения, продвигаться к формированию нравственности постепенно, не унижая при этом одного ребенка сравнением с другим.
С.Т. Шацкий (1878-1934), исследуя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Выявив особенности организации воспитательной среды, он обрисовал закономерные результаты ее воздействия как на отдельную личность, так и на коллектив: " .человек, желающий действовать на другого, концентрирует все влияние среды в своей личности, а затем действует на другого человека". Данное положение звучит для нас сегодня особенно актуально. Столкнувшись с обострением социальной обстановки, многие учителя разводят руками: "Что мы можем сделать?" А сделать мы можем многое. Для этого нужно оценить характер влияния окружающей среды на себя как носителя определенной культуры, а затем раскрыть перед детьми свое отношение к окружающему миру в доступной и пленительной для детей форме.
Похожие статьи:
Место игровой системы в курсе химии
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная рабо ...
Основные этапы становления современной концепции профориентации в РФ и Франции
Первые лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США). Обычно выделяют следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей. Главная психологическая причина появле ...