Базой для разработок качественных учебных программ должна являться организация тщательного проектирования и всесторонних испытаний создаваемого программного обеспечения. Проектирование учебных программ, на наш взгляд, должно проводиться «сверху вниз» от определения конкретного круга учебных задач к описанию сценария уроков с использованием ЭВМ, далее к описанию сценария работы с ЭВМ и разработке соответствующих алгоритмов и программ. Сценарий урока — это описание деятельности учащихся и учителей при решении конкретных учебных задач с использованием ЭВМ, а сценарий программы — это описание совокупности изображений и системы операций, реализуемых вычислительной машиной. Сценарий урока составляется преподавателем-методистом, а сценарий программы — программистами, психологами и дизайнерами.
Порядок разработки качественного учебного программного обеспечения, на наш взгляд, должен быть следующим:
1.Составление сценариев уроков с использованием ЭВМ и сценариев соответствующих учебных программ.
2.Разработка эскизного образца учебной программы.
3.Технические испытания эскизного образца.
4.Уточнение сценария учебной программы и разработка рабочего образца программы.
5.Пробный педагогический эксперимент по обучению с использованием разработанных учебных программ.
6.Составление программной документации и методических руководств.
7.Аттестация разработанных учебных программ и методических руководств и решение об их доработке и тиражировании.
Определяющим этапом в разработке учебных программ является составление сценария программы и сценариев уроков с использованием программ. Сценарий учебной программы представляет описание совокупности сцен (фрагментов предметного мира), взаимодействий их элементов и человека, работающего с ЭВМ. Разработка сценария учебной программы состоит в выполнении следующих работ:
1.Формулирование замысла, включая выбор реального или воображаемого предметного мира, взаимодействий и процессов, которые будут изображаться на экране ЭВМ, и логику действий человека с ними.
2.Вычленение основных объектов (субъектов) изображаемого мира, их характеристик (характеров), подбор их графических представлений (образов).
3.Описание последовательности сцен, имеющих смысловое значение, и логики переходов из одной сцены в другую и т. п.
4.Проработка модельных представлений объектов предметного мира, включая графические, информационно-логические и математические представления с определенным уровнем подробности и адекватности, а также возможных взаимодействий этих объектов друг с другом.
5.Детальная проработка сценария, включая полную графическую проработку сцен, изображений объектов, систем их взаимодействий, а также наборов команд и служебных объектов, с помощью которых человек управляет работой ЭВМ.
Разработка сценария урока происходит в параллель и в зависимости от составленного сценария программы и заключается в определении содержания и порядка учебной деятельности учащихся. Сценарий урока строится в зависимости от уровня предполагаемой подготовленности учащихся и от набора учебных задач, которые должны быть ими выполнены к концу занятий. Сложность в составлении сценария урока состоит в распределении функций между учителем и ЭВМ в подаче учебного материала, проведении контрольных операций и выдаче «подсказок» в случаях затруднений.
Определяющее значение составления сценария программы и сценария урока состоит в том, что все основные психолого-педагогические и общетехнические качества, такие, как адекватность, адаптивность, дружественность, эргономичность, надежность и гибкость, закладываются в программное обеспечение не при написании программы и даже не при конструировании алгоритмов, а именно при определении внешних аспектов работы ЭВМ. Все технические недоделки и дидактические дефекты рано или поздно обнаружатся при испытаниях программ и в ходе педагогических экспериментов и в большинстве своем потребуют полной переделки разработанных программ.
Разработка собственно программ при наличии заранее составленного сценария их работы представляет легко управляемую и контролируемую работу. Параллельно составлению сценария может следовать разработка серии эскизных версий программы, которые должны создаваться на базе принципов модульного и структурного программирования. Целью применения этих принципов является создание легко расширяемых и модифицируемых версий. Созданию этих версий должно предшествовать описание внутренней архитектуры программы с использованием алгоритмического языка. Внутренняя архитектура программы представляет собой описание иерархической совокупности функций, алгоритмов и представлений внутренних данных, обеспечивающих реализацию внешних функций программы, определяемых ее сценарием. Тщательная разработка такой архитектуры является определенной гарантией обеспечения таких качеств разрабатываемых программ, как надежность, гибкость и реактивность, и гарантией завершения разработок в заданные сроки.
Похожие статьи:
Выявления индивидуальных особенностей детей и оказания
психолого-педагогической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного
процесса
Когда возникает критическая ситуация, мудрствование пропадает, а спасает только умение. В моей практике взаимодействия с обучающимися с диагнозом умственная отсталость таким умением оказалось построение взаимодействия на основе личностного подхода, с учетом их индивидуальных особенностей. Работая долгое время в специальной (коррекционной) школе-интернате я все больше наблюдала как у многих педаго ...
Использование информационных технологий в учебном процессе
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Поэтому необходимость внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет об ...