Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены "слабые" места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна.
Гипотеза: есть возможность предположить, что в ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у выделенной группы дошкольников произойдут качественные изменения в показателях их экологической воспитанности, которые являются результатом использования возможностей метода графического моделирования, как разновидности методов экологического воспитания детей, одним из направлений которого является формирование экологических представлений и положительного отношения к объектам природы, а также при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования, предполагающих изучение каждого ребенка.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
1) живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
2) неживая природа (воздух, вода, свет и др.).
Основой базового компонента моей работы является реализация раздела "Развитие экологических представлений" комплексной программы "Развитие" (Л.А. Венгер), который конкретизируется с учётом местных условий: эколого-географических, национально-культурных.
Мною составлен перспективный план работы по развитию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и экспериментирования (в соответствии с рекомендациями комплексной программы "Развитие") в специально организованной деятельности (Приложение № 3) Так же использую в работе с детьми алгоритмы деятельности, схемы.
Учитывая, что действительность для детей представляется в форме "ясных" и "неясных" знаний (Н.П. Поддъяков), и что противоречия, возникающие между двумя этими областями, стимулируют их активность, для поддержания её на высоком уровне создаю условия, при которых рост "неясных" знаний опережает рост "ясных". С этой целью мною используются традиционные методы: чтение и рассматривание специальной литературы познавательного характера, наблюдение, накопление познавательного опыта.
Ребёнку обеспечиваются условия для продвижения от зоны ближайшего к зоне актуального развития. В этом случае моя позиция, как педагога - вместе, на равных.
Мною разработаны методические рекомендации по отбору содержания объектов поисково-познавательной деятельности (Приложение № 5).
В групповом помещении выделены основные, так называемые, микроблоки развивающей среды, которые способствуют развитию естественно-научных представлений у старших дошкольников.
Лаборатория. Решает задачи овладения средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов; расширение познавательного опыта. Содержание среды: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудование для экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (микроскоп, лупы, весы, часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо свойств, явлений). Деятельность детей - опыты, эксперименты.
Похожие статьи:
Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения
Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, с ...
Модель исследования
Объектом исследования выступает сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста в условиях приюта. Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию сюжетно-ролевой игры в условиях приюта. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой создание игрового пространства детьми дошкольного возраста может быть успешным, если педагог: * Организует предметную сред ...