Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе

Новая педагогика » Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников » Понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе

Страница 2

3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:

− этой профессии легко научиться;

− так поступили мои друзья;

− учебное заведение находится близко от дома;

− работа не очень трудная.

4. Факторы социально-экономического характера:

− люди с этой профессией везде нужны;

− материальные блага.

II. Внутренние мотивационные факторы (личные, профессиональные и жизненные планы):

1. Привлекает содержание этой профессии.

2. Наличие практических качеств.

3. Желание принести пользу обществу.

4. Притязание на общественное признание.

5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.

Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностных качествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальный доход, престижность профессии и др.)

Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель .

В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение.

Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В. Вичев, А.К. Ковалёв, А.В. Петровский и др.), другие считают, что интерес - более сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В. Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например, интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностью поступления в педагогический вуз и получена в будущем профессии, связанной с данным видом деятельности.

Многими психологами интерес рассматривается как отношение, где на первый план выходит его эмоциональная окрашенность. В частности, с точки зрения Б.И. Додонова, интерес - это потребность в переживании отношений, положительных эмоций . Эмоции могут быть индикаторами потребностей человека. Однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворение потребности создаёт положительное отношение, пробуждает интерес к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность. Скажем, юноша либо девушка испытывают положительные эмоции при посещении театра, что пробуждает в них интерес к данной профессии и, как следствие, потребность заниматься данным видом деятельности.

Кроме того, удовлетворяя потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время удовлетворяет другие потребности - в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии.

Что касается формирования профессионального интереса, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта либо деятельности. Причем ещё в раннем детстве, когда ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение [8, с.243]. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И именно в этот момент интерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом при выборе профессии.

Однако следует помнить, что с интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности юноши либо девушки. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.

Пилотажное исследование показало, что наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности является достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однако нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкреплённый советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, ожидания не оправдываются и остаются "суровые будни", к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию .

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

О факультативном курсе в целом
В данном параграфе дается общая информация о факультативном курсе, а также более подробная информация о каждом занятии в отдельности. Факультативный курс рассчитан на 10 классы с математическим уклоном, так как в некоторых заданиях используется индукция и метод неопределенных коэффициентов, которые в общеобразовательных классах не изучают. Хотя, если убрать несколько сложных примеров из некоторых ...

Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru