Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении

Страница 1

Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности.

Принцип наглядности, является одним из важнейших принципов обучения, теоретическое обоснование которого впервые предложил Ян Коменский, полагавший, что наглядность является одним из важнейших инструментов процесса обучения. Считал, что путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. И.Г. Песталоцци видел в наглядности единственную основу всякого развития, рассматривал ее как средство развития у детей наблюдательности, умения сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки и соотношения между ними. Он первым указал на роль использования наглядности для формирования логического мышления.

К.Д. Ушинский – русский педагог, придавал большое значение соблюдению принципа наглядности, говорил о наглядности, как об «инструменте», отвечающем психологическим особенностям детей. Наглядность, по его мнению, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, что является фактором, препятствующим образованию перегрузок и возникновению усталости. Много внимания уделяли восприятию ребенком предметов и явлений окружающего мира советские психологи середины XX века. В результате большинство из них пришли к выводу, что «наглядность не изолирует восприятие и представление от целостной аналитико-синтетической умственной деятельности».

В обучении необходимо следовать логике процесса усвоения знаний. Наглядность является показателем простоты и понятности того психического образа, который обучаемый создаёт в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения. Таким образом, основная задача реализации принципа наглядности в учебном процессе – это развитие мышления учащихся, посредством опоры, главным образом, на чувственно-наглядные впечатления. Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Благодаря наглядности создаются условия для практического применения осваиваемого материала.

Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей).

По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);

изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показать реальный предмет не предоставляется возможным, а созерцание конкретного образа необходимо;

символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) своеобразный язык, специально изучаемый.

К третьему типу относится и динамическая наглядность, которая способствует более глубокому пониманию и усвоению процессов и явлений, протекающих во времени. Например, в задачах на движение по реке – скорость по течению, против течения, введение сообразно этих понятий осуществлять таким образом, чтобы были отражены и проиллюстрированы те динамические процессы, которые лежат в основе данного понятия и составляют его сущность.

Принцип наглядности обучения обусловлен рядом факторов:

наглядность обучения является средством познания учащимися окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий;

познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия; согласно К.Д. Ушинскому, знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Отзывы о системе В. Д. Эльконина –В. В. Давыдова
Система сложная (особенно математика) и интересная. Кардинально отличается от традиционной системы.Она подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение глубоко и основательно мыслить, а также для тех, кто ориентируется не на результат (полученные знания), а на способы его достижения. Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение ар ...

Грамматические упражнения на основе социокультурного подхода для формирования грамматических навыков
Задачей нашего исследования являлась разработка с упражнений на формировании социокультурной компетенции на уроках английского языка на среднем этапе (на материале УМК «Happy English - 3» В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа 8 класс). Работа по реализации данной цели проходила по двум этапам: 1 этап - констатирующий 2 этап - контрольный На констатирующем этапе нами был определен методологический аппарат исслед ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru