Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении

Страница 2

наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному; на ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями; с другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами;

наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким; согласно К.Д. Ушинского: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету…».

Принцип наглядности – дидактический принцип обучения, относящийся к числу ведущих. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с принципом наглядности обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися.

В процессе наблюдения предметов и явлений реальной действительности человек обнаруживает различия и сходства между ними, определяет их общие характерные черты, обобщает свои наблюдения, создает понятия, формулирует законы и правила, которым подчинены эти явления. Таким образом, «переработанные» впечатления превращаются в понятия и абстрактные обобщения.

Выдающийся русский физиолог и мыслитель-материалист И.М. Сеченов отмечал, что мысль человека переходит из области ощущений в область внутренней речи как системы условных знаков. Без этого элементы мышления, лишенные образных форм, не имели бы возможности фиксироваться в сознании.

Информация, полученная человеком из окружающего мира, позволяет человеку представлять не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали и микромир. Все это возможно благодаря процессу мышления.

Мышление и его механизмы

В познании окружающего мира значительную роль играют процессы ощущения и восприятия. Но познание действительности не заканчивается, начинаясь с ощущений и восприятия, переходит к мышлению.

В психологии под мышлением понимают процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного опыта, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (т.е. умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (т.е. восприятием) не дано.

Мышление представляет собой порождение нового знания, порождение такого результата, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

С позиций современной психологии механизм порождение нового знания связан с созданием образа, который может быть описан как: чувственный опыт, полученный в процессе восприятия, накладываемый на познавательные структуры человека, в результате чего приобретается образная форма.

Мышление, в отличие от других психологических процессов, почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую необходимо решить, и изменением условий, в которых эта задача задана. Таким образом, мышление совершается в соответствии с определенной логикой.

Дадим краткую характеристику каждому из видов мышления.

1. Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, при использовании которого человек непосредственно связан с практическим преобразованием действительности.

Основано на переборе действий, связанных с целями данной задачи. Наглядно-действенное мышление отражается в терминах «пощупать проблему руками», «ручное мышление». Примерами могут быть задачи типа решения головоломок, прохождения по лабиринту, завязывания морских узлов.

2. Наглядно-образное мышление – это вид мышления непосредственно связан с восприятием окружающей действительности, и без нее совершаться не может. К примерам такого типа мышления можно отнести поиск объектов и фрагментов на сложном фоне, выделение сигнала из шума, описание характеристик отдельных фрагментов реальных объектов, т.е. способы работы с реальными пространственными сценами и реальными объектами.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Характеристика процесса обучения сольному пению детей младшего школьного возраста в условиях центра детского творчества
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр Детского Творчества является структурным подразделением общей образовательной системы г. Серова. Его деятельность призвана решать вопросы развития творческой личности, эстетического воспитания, профориентации школьников. Сейчас Центр детского творчества – это 14 хоровых групп, в которых занимается около 500 детей от ...

Требования к инженеру-механику автомобильного транспорта
Инженер – механик, специализируется на технической эксплуатации автомобилей, это специалист широкого профиля с высшим образованием, работающий в инженерно - технической службе (ИТС) предприятий и организаций автомобильного транспорта и обеспечивает управление техническим состоянием подвижного состава автомобильного транспорта. Объектом деятельности инженера – механика является автомобильный парк, ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru