Психолого-педагогические аспекты реализации принципа наглядности в обучении

Страница 4

Итак, в создание образа участвует механизмы зрительного восприятия и интерпретации цвета, света и тени, попадающих на наши глаза с ранее полученной системой знаний

Зрение – это в сильной степени истолкование, объяснение самому себе, в каком-то смысле постоянное разгадывание кроссвордов. Когда мы говорим: «Я вижу нечто» – это значит, что сработали зрительные механизмы восприятия, кроме того в узнавании этого «нечто» участвовали все зрительные образы, имеющие отношение к данному объекту и хранящиеся в памяти. Именно поэтому можно сказать, что каждый раз, когда мы видим мир, мы строим его заново из хаоса света, цвета, огромного количества уже имеющихся зрительных образов и знаний.

Следовательно, восприятие представляет собой часть мыслительной деятельности. В частности, зрительное восприятие является базой зрительного (визуального) мышления. То есть, визуальное мышление берет свое начало в процессе зрительного восприятия, но идет гораздо дальше:

Визуальное мышление опирается на формирование и использование зрительного образа, а значит, является составной частью того вида мышления, который делает акцент на том же: наглядно-действенного, образного и наглядно-образного.

Таким образом, визуальное мышление можно вписать в описываемую схему виды мышления:

Термин «визуальное мышление» был введен американским психологом Р. Арнхеймом, который говорил, что: «Опыт откладывается в образах, и этими образами мы оперируем так же, как если бы они были оригиналами».

Все мы в той или иной степени мыслим визуально. Так кошка, когда собирается преодолеть коварный лабиринт, состоящий из выступов и впадин, одним элегантно рассчитанным прыжком, мыслит визуально.

В этом случае элементы проблемной ситуации изменяются, перестраиваются и трансформируются; внимание переключается; вводятся новые функции и вскрываются новые взаимосвязи. Такие операции, если их предпринимать с целью прийти к решению, составляют то, что называется мышлением формируемых теоретических образов.

Младший школьный возраст, а именно его и рассматриваем – это начало школьной жизни. Ребенок вступает в новый период своего становления, приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная мотивация становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения .

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышле ...

Особенности учебной деятельности
В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку она детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. К содержанию учебной деятельности он относит теоретиче ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru