3. Теоретическое образное мышление – это вид мышления, связанный с манипулированием образами. Образные структуры в процессе решения задачи человек извлекает непосредственно из памяти или творчески воссоздаёт воображением.
4. Теоретическое понятийное мышление – это вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи привлекает знания, полученные другими людьми, выраженные в понятийной форме, суждениях, умозаключениях.
Виды мышления у человека сосуществуют, взаимно дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, однако в зависимости от её характера и конечных целей преобладает тот или иной вид мышления. По степени своей сложности, по требованиям к интеллекту и другим способностям человека ни один из видов мышления не уступает другому.
Рассмотрим более подробно механизм мышления в целом.
Любой познаваемый объект может выступать для человека как в своих достаточно известных свойствах или качествах, так и в менее известных, а то и просто неизвестных качествах и отношениях. Следовательно, в каждой новой жизненной ситуации человек ищет и открывает новые стороны объекта, опираясь в то же время на свой жизненный опыт.
В таком раскрытии познаваемого объекта через включение его в новые связи и отношения состоит основной, исходный и всеобщий «механизм» (способ) мышления. Он называется анализ через синтез. Механизм заключается в следующем: в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выявляет новые качества, которые фиксируются в новых понятиях и понятийных характеристиках. Таким образом, из объекта выделяется все новое содержание и свойства.
Следовательно, система знаний, никогда не бывает абсолютно завершенной, а всегда развивается, обогащается все новым содержанием по мере все более глубокого познания.
Поэтому мышление и выступает, прежде всего, как процесс, т. е. как нечто становящееся, формирующееся, развивающееся, никогда полностью не завершенное в своем открытии все новых и новых свойств и отношений объекта.
Приведем пример из области математики, иллюстрирующий действие этого важнейшего способа любого мышления: при изучении в геометрии сначала полностью изучаются все свойства треугольника самого по себе. Когда все свойства изучены и треугольник не может дать никакой новой информации о себе, благодаря простому приему открывается более широкий горизонт. Треугольник больше не рассматривается обособленно, а берется в связи с некоторой другой фигурой – окружностью. Благодаря этому стороны и углы получают совершенно иные определенные взаимоотношения, которых нельзя было открыть и использовать без этого отнесения треугольника к окружности.
Таким образом, первоначально формируется образ самого треугольника, создаются система знаний, которая постепенно наращивается. Впоследствии на эту систему накладывается на новый образ, происходит перестройка определяемых структур.
Визуальное мышление, как формирование образов
теоретических понятий
Приведенные выше виды мышления выступают одновременно и как уровни развития. В зависимости от профессии, у человека доминирует тот или иной вид мышления. Например, у художника преобладает наглядно – образное и образное теоретическое мышление. Образное мышление (теоретическое и практическое), основанное на визуальных (зрительных) образах называемых «визуальным мышлением».
Визуальное мышление – это мышление посредством визуальных операций, связанное с порождением, трансформацией предметных пространственных образов восприятия и воображения, созданием новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание видимым .
Визуальное мышление опирается на формирование и использования зрительного образа, способствует образованию визуальных понятий. Эти визуальные понятия представляются в виде рисунков и картинок. Человек накапливает всевозможные образы в течение жизни. Таким образом, когда предметы физически отсутствуют, они представлены косвенно нашей памятью и знаниями о них.
Похожие статьи:
Социокультурный подход в обучении иностранным языкам
В настоящее время существует великое множество подходов к обучению, предлагаемых методикой, педагогикой, дидактикой и другими науками. Мы остановились на тех, которые получили наибольшее распространение в нашей стране. С точки зрения Бим И.Л. «подход – это самая общая исходная концептуальная позиция, отталкиваясь от которого исследователь (сознательно или бессознательно) рассматривает большинство ...
Разучивание песен - метод развития устной речи школьников
Песенный и музыкальный материал может успешно использоваться не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и зауч ...