О чём мне писать сочинение? Как писать сочинение? Смогу ли я написать сочинение? Эти и многие другие вопросы встают перед школьником, когда он оказывается один на один с чистым листом бумаги и темой сочинения. Как показывает опыт, для многих детей это очень сложные вопросы, на которые зачастую просто не хочется отвечать: легче не утруждать себя, списать с Интернета или сдать чистый лист. В такой ситуации очень важно найти приёмы работы, при которых каждый окажется в ситуации успеха, сможет поверить в свои силы, расширить словарный запас, научиться строить правильные конструкции. Именно на поиски таких приёмов направлена моя работа.
Одна из самых сложных, на мой взгляд, форм работы для школьников – анализ стихотворения. При подготовке к написанию сочинения по лирическим произведениям можно проводить ряд подготовительных работ, помогающих освоению способов разбора. Одним из наиболее эффективных приёмов является создание «текста сочинения с разбором стихотворения на готовой (сконструированной учителем) модели-основе». Можно рассмотреть использование данной методики на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…» Так, работая над вступлением, дети получают текст (цитирую лишь часть текста): «Любовь… Когда я слышу это слово, то (представляю, у меня возникают ощущения, вспоминаю…). (По-иному, по-новому, иначе, именно так) изображается чувство любви в лирике Ф.И. Тютчева. Его стихи, посвящённые избранницам, наполнены . И это неслучайно». С одной стороны, дети имеют возможность высказать своё мнение, передать свои ощущения по предложенной теме. Работы при этом получаются очень личностные, учащимся нравится высказывать свои чувства, главное немного подтолкнуть их к размышлениям. С другой стороны, дети должны владеть и литературным материалом. Иначе будут наблюдаться явные логические несоответствия, которые проявятся уже во вступлении. Но главная задача решается уже на первом этапе – дети пишут, они работают с удовольствием, высказывают свои мысли и даже не задумываются о том, что сочиняют! А преодолеть барьер детских страхов перед сочинением очень важно для последующей работы.
Достаточно сложно учащимся писать о художественных средствах, использованных поэтом. При выполнении работы по модели дети знакомятся с разными конструкциями, сами начинают анализировать, какие из них лучше использовать при интерпретации. Дети учатся подбирать цитаты и вводить их в текст сочинения.
«Произведение построено в форме диалога. Поэт обращается (к кому?). Обилие вопросительных предложений передаёт (что?). Содержание вопросов помогает понять, что поэт испытывает в первую очередь чувство (какое?)».
«Какой же предстаёт перед нами возлюбленная поэта? Описание героини построено на основе антитезы. Мы видим, какой она была раньше (цитата) и какой стала (цитата). Девушка покорила поэта (чем?). Неслучайно, рисуя портрет героини, Тютчев использует (что?), которые помогают подчеркнуть (что?)».
Работа по модели может использоваться на разных этапах и не только при изучении лирики. Например, в 5 классе я проводила обучающее сочинение по произведению В.Г. Короленко «Дети подземелья» с использованием модели. Дети справились с работой, были довольны результатом, однако многие допустили речевые и логические ошибки. Именно работа по модели позволила продемонстрировать детям, насколько внимательными надо быть при подборе слов. Так, большая часть класса допустила ошибки в следующей части сочинения:
«Повествование ведется от лица мальчика из семьи. Его отец — богатый и _ судья. Но все же Васю нельзя назвать счастливым человеком, потому что _».
схема модель сочинение
Дети, не задумываясь, написали «из богатой» семьи, несмотря на то что в следующем предложении звучит «богатый судья». Думается, что в дальнейшем учащиеся будут уже более внимательными, сумеют избежать подобных ловушек.
А в заключительной части сочинения некоторые допустили логический недочёт.
«Повесть произвела на меня _ впечатление. На страницах этого произведения описаны и горе несчастных людей. Судьба детей заставляет читателя переживать из-за . Благодаря этой повести я задумался о том, что ».
Учащиеся вставили в первом предложении слова «светлое», «радостное» и др., что несколько противоречит дальнейшему содержанию. Уже по первым опытам создания школьниками собственных текстов видно, что зачастую они подходят к написанию сочинения несколько формально. Работа по модели помогает продемонстрировать учащимся, что каждое слово значимо и требует досконального обдумывания.
Похожие статьи:
Результаты формирования готовности будущих специалистов в сфере физической
культуры для учебно-воспитательной работы с трудными подростками
В данном разделе представлены результаты 1 этапа экспериментальной работы. Основной целью этого этапа было формирование готовности студентов для осуществления воспитательной деятельности с трудными подростками посредством прохождения разработанного нами экспериментального спецкурса. Динамика информационного компонента готовности В соответствии со структурой готовности специалиста физической культ ...
Использование компьютера на уроках
В настоящее время во всех школах идет раннее обучение иностранному языку. И порой недостаточно использовать традиционные средства обучения, такие как учебник, картинки и тому подобное. Поэтому все чаще учителя иностранных языков стали использовать на своих уроках компьютер. Основной причиной использования компьютерных программ можно считать то, что часто на уроках иностранного языка процесс вовле ...