В практике начального обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри- и межпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов. Но и с ними нужно действовать на профессиональном уровне. Случаи, когда на уроке чтения дети по заданию учителя отыскивают в художественном произведении слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, или слова с разделительными ъ и ь знаками, случаи, когда на уроках чтения вместо чтения художественного произведения поют песни – это педагогический ляпсус, а не межпредметные связи и тем более не интеграция, ибо тут налицо разрушение целостности обучения, разрушение языковой материи художественного произведения, а никак не тенденция, обещающая открытие детям чего-то количественно нового, необходимого и радостно необыкновенного.
Следует иметь в виду, что для интеграции в начальном обучении существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. Первый же негативный фактор – ограниченное число учебных предметов – можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость её частей. Следующий негативный фактор для интеграции – необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счёта. Это, казалось бы, требует попредметного обучения. Однако даже традиционный опыт обучения чтению и математике свидетельствует о широких интеграционных возможностях, которые можно ещё и усилить. По мнению американца Роберта Карплана начальная школа может и должна сделать нечто более важное и существенное, чем просто обучить чтению, письму и счёту, так как стимулирование интеллектуальной активности в период формирования любого ребёнка имеет такое значение для его последующих успехов, как и природные способности.
Третий негативный фактор – трудности изложения интегрированных курсов так, чтобы детям данного возраста было понятно и интересно. Думается, что пути преодоления этого фактора лежат в области разработки оптимальных методик, выверенных практикой обучения, а также в специальной системе подготовки учителя.
Как видим, интеграция является необходимой в начальной школе, так как обеспечивает оптимальные условия для развития творческой «автентической» личности. Одновременный контакт ученика с различными видами творческой деятельности не только обеспечивает системное, целостное восприятие предметов и явлений, но и эмоциональное благополучие учащихся на учебном занятии, направляет каждую личность к самореализации собственного потенциала, т.е. способствует обогащению учащихся опытом через их чувства. А такие знания являются крепкими и личностно значимыми.
Реальность современной начальной школы определяет такие перспективы применения интеграции многокомпонентного содержания начального образования:
- интенсификация учебно-воспитательного процесса в начальной школе путём интегрирования содержания начального образования;
- создание новых интегрированных курсов и обеспечение преемственности в их преподавании;
- создание интегрированных программ факультативов, курсов, что входят в вариантную часть базового учебного плана;
- создание интегрированных программ для малокомплектных школ;
- создание интегрированной технологии индивидуального обучения и пр.
Начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно. Полезно при этом вспомнить высказывание великого педагога XVII в. Я. А. Коменского о том, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным детям сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. При этом следует объяснять увлекательно, почти играя, в четверть часа (чтобы не наскучить). Школа, по мысли Я. А. Коменского, должна стать мастерской, в которой происходит взаимное обучение, обсуждение, экспериментирование. Этой цели, прежде всего и должны способствовать обновлённые учебные курсы, формы и методы обучения.
Похожие статьи:
Формирующий эксперимент
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части настоящей квалификационной работы, из результатов констатирующей части исследования, где отмечены "слабые" места в формировании экологических представлений детей, видно, что требовалось проведение соответствующей работы в данном направлении и коррекция имеющихся результатов у данной группы детей возможна. Гипотеза: есть воз ...
Урок английского языка с использованием технологии «Интернет»
Тема урока: «Зеленая комната». "The Green Room." Цель урока: Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся с помощью Интернета. Обучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста, обучение составлению рассказов на заданную тему. Environmental protection – защита окружающей среды Rising threat – повышение угрозы Drastic – решительный Carbon – n ...