Педагогическое общение

Страница 1

В педагогическом общении необходимо учитывать, что установки формируются в результате оценки внешнего вида студента, его общения с преподавателем и на основании информации, полученной преподавателем о студенте. Благодаря установкам преподаватели иногда сами формируют неуспешность студента. Однако у преподавателя, владеющего техникой педагогического общения, подобные установки или вообще не возникают или имеются механизмы преодоления субъективизма в педагогическом общении.

Что же такое педагогическое общение? Сначала нужно разобраться с общением вообще, которому дается много разнообразных определений.

(СНОСКА - А.А. Леонтьев дает такую трактовку общении) - “Общение – процесс или процессы, осуществляющиеся внутри определенной социальной группы, коллектива, общества в целом, процессы, по своей сущности, не межиндивидуальные, а социальные. Они возникают в силу общественной потребности, общественной необходимости. Общение – то, что обеспечивает коллективную деятельность”

Общение начинается с контакта, контакт ведет к общению, общение ведет к взаимодействию, а оно к действию. Отсюда напрашивается вывод, что действие – результат общения.

В свою очередь педагогическое общение, по Леонтьеву, “это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата. А также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива”.

Руководствуясь этим определением можно выделить четыре основных признака педагогического общения в вузе:

1. Профессиональное общение преподавателя со студентами на занятиях и вне занятий, а также с преподавателями в педагогическом коллективе.

2. Педагогическое общение в вузе имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное) на создание благоприятного климата.

3. Общение направлено на психологическую оптимизацию учебной деятельности, т.е. на создание в аудитории оптимальных взаимоотношений, наилучших для развития мотивации студентов.

4. Направлено на психологическую оптимизацию отношений между самими педагогами, педагогами и студентами, и внутри студенческих групп.

Педагогическое общение, как и всякое другое, это специфическая форма активности, в которой человек удовлетворяет свою потребность в другом человеке. Люди (в нашем случае преподаватели и студенты) вступают во взаимодействие друг с другом для достижения общего результата деятельности (деловое общение), для получения или передачи знаний (познавательное общение). Общение, в котором люди объединяются для того, чтобы разделить, друг с другом свое практическое и духовное бытие, для взаимной помощи, соучастия и взаимопонимания, называют личностным.

В общении наблюдаются две противоположные тенденции: к слиянию с другими и к обособлению. Человек стремится слиться со своим окружением, найти свое место в коллективе, группе, обрести единение с другим человеком в дружбе и любви. Одновременно ему свойственно обособиться, выделить свое “я”. Конечно, деловое, познавательное и личностное общение можно строго разграничить только теоретически. А.А. Леонтьев называет четыре вида общения, и все они есть в педагогическом общении:

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Олигофрения-недоразвитие ложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит не прогрессирующий характер. Причины возникновения олигофрении могут быть различными: -Наследование. Заболевания, сопровождаю ...

Технологии воспитания и обучения в Хуциевской СОШ Кизлярского района
В период практики мною были посещены уроки и внеклассные мероприятия разных учителей. Наблюдение и анализ их приводят к выводу, что в школе, в основном, используются три технологии: традиционная, проблемного обучения и педагогика сотрудничества. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулир ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru