- Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевыступление). Лектор – представитель общества. Он либо побуждает к непосредственной социальной активности, либо объединяет слушателей вокруг социально значимой задачи, идеи и т.п., либо обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.
- Групповое предметно-орентированное общение. Здесь на первом месте производственные отношения. Цель такого общения и его предмет – организация коллективного взаимодействия в труде.
- Личностно-ориентированное общение – это общение друг с другом.
- Психологические взаимоотношения – субъективно стоящие для человека в центре общения.
Большую роль в педагогическом общении играет и распределение формальных ролей. Характер общения, во многом, определяется соотношением ролей, которые собеседник предъявляет к общению в данный момент, т.е. актуальной ролью (АР).
АР= СР+МР+ГР+ИР,
где; СР - социальная роль, т.е. ожидания определенного поведения от человека обществом; МР – межличностная роль, т.е. ожидания, предъявляемые к человеку в межличностных отношениях; ГР - внутригрупповая роль, т.е. определенные ожидания группы общения по отношению к ее члену; ИР – индивидуальная роль, т.е. то поведение, которое человек ожидает от себя в определенной ситуации общения, в соответствии со сложившимся психологическим автопортретом. Психологический автопортрет – это сумма всех исполняемых в различных ситуациях “Я” образов за вычетом вытеснения и компенсации (механизмов психологической защиты от противоречивости личности). Чем меньше набор ролей входит в актуальную роль, тем она формальнее и определяет формальное общение. Прекрасно когда в общении существуют определенные рамки, правила и даже барьеры, когда собеседники знают, что можно и нужно сказать в определенной ситуации, что можно ожидать от собеседника и что в данной ситуации неприемлемо и невозможно. Но любую, даже самую нужную и хорошую вещь можно довести до абсурда. Если за формальной ролью преподавателя не видно его человеческой, личностной позиции, т.е. актуальная роль, будет равна формально-социальной, воспитательное взаимодействие от этого только пострадает. Если ролевой веер закрыт – преподаватель только педагог и более ничего, то и обращаться к своим слушателям он будет специальным тоном, который, по мнению психологов, вызывает быструю утомляемость и потерю интереса, в отличие от тона обычной беседы. Чем больше взаимодействие, взаимопроникновение при общении, тем больше открывается ролевой веер общающихся. Тем больше шансы преподавателя на восприятие, понимание, взаимопонимание и, в конечном счете, на обратную связь. Преподаватель хочет он того или нет, перед аудиторией исполняет социальную роль учителя, знатока. Межличностную, в зависимости от сложившихся отношений с аудиторией: доверительно-дружескую, менторски-автократическую, незаитересованно-отвлеченную и т.д. Внутригрупповую – толкового человека, человека, которого следует остерегаться, человека неавторитетного и т.д. Индивидуальную – если она наличествует, то позволяющую выявить истинное отношение к происходящему в аудитории.
Похожие статьи:
Технология педагогической поддержки детей и молодежи в детских организациях
Учреждения дополнительного образования объективно более приспособлены для реализации педагогической поддержки, чем школа. Это связано, прежде всего, с психолого-педагогическими особенностями взаимодействия детей и взрослых (добровольность, дифференциация по интересам, демократические стили общения и т.д.), а также, с отсутствием государственных стандартов, позволяющее педагогическим коллективам т ...
Результат работы кружка «Тесто – пластика»
Проведя кружок «Тесто-пластика» в качестве научного исследования я выявила следующие положительные изменения: – Кружок помогает выработать усидчивость, терпение, точность, аккуратность; – Воспитать трудолюбие, умение доводить дело до конца; – Работа с тестом и глиной позволяет укрепляет мышцы кистей рук что так необходимо детям с ДЦП; – Выбор узора развивает воображение, внимание, память, помогае ...