Применение игровых технологий на уроке географии

Страница 1

Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) как форма активного обучения (нестандартный урок); 4) как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы); 5) как новая технология обучения.

Существует множество видов классификации игр, зависящих от факторов, положенных в их основу. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными; по дидактической цели — игры, в ходе которых происходят изучение нового материала, проверка знаний и умений, закрепление и обобщение, по форме организации учебной деятельности — индивидуальные и коллективные. Представленная на рисунке классификация игр базируется на двух признаках: характере действий и содержании.

Деление академических игр на имитационные и неимитационные связано с технологией их создания и проведения. Если при проведении игры моделируется какой-либо изучаемый процесс или имитируется какая-то реальность, то такая игра относится к имитационной.

Рассмотрим методические особенности проведения некоторых видов игр.

Имитационные (ролевые) игры требуют специальной подготовки учащихся к исполнению ролей. Наиболее известны следующие виды ролевых игр: 1) представление в лицах (инсценировка) какой-либо истории, описанной в литературе, в печати (например, известная в области охраны природы история создания Петрограда); 2) выход за пределы реально происходящей истории (например, определение последствий вырубки лесозащитных полос для животного мира Украины); 3) «действия за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека (например, директора завода) через принятие его установок (привычных способов действий и мышления) и обстоятельств деятельности; 4) перенос исторических событий в современную ситуацию (например, моделирование заседания компетентной комиссии, которая в современных условиях решает вопрос о строительстве целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал); 5) разыгрывание действия по определенному сценарию, который может быть связан с решением конкретного вопроса, скажем, об использовании территории как места массового туризма или создании национального парка; 6) общая тема в частном (персональном) преломлении (например, общая задача ознакомления с природными процессами может быть поставлена так: «Как родители могут помочь своему сыну-школьнику лучше узнать жизнь природы?»); 7) непосредственное изучение социальных ситуаций (посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это, охотник в азарте нарушил правила охоты и т. д.) с целью понять, какова логика действий попавших в них людей; 8) тренировка в исполнении роли (например, отработка действий охотинспекторов при задержании браконьера и т. д.).

Ролевые игры рассчитаны не столько на улучшение предметных знаний, сколько на приобретение обучаемым способности к самовыражению, понимание им самого себя и позиций других людей. Обучение происходит через возможность сыграть роль из реальной жизни.

Для создания атмосферы свободного разыгрывания ролей необходимо помнить о некоторых важных моментах. Во-первых, исключение порицания и критики. При разыгрывании ролей существуют различные более или менее продуктивные пути, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Учитель должен сказать: «Давайте ясно поймем одно: мы не должны смеяться ни над кем в этой аудитории». Во-вторых, важно полноценное участие учителя в игре. При этом он должен играть двойную роль: с одной стороны, как непосредственный исполнитель роли, с другой — как объективный наблюдатель за тем, что происходит, вносящий коррективы в развитие процесса взаимодействия между учениками.

Имитационная игра — частный, более структурированный вариант ролевой игры. Она считается весьма эффективной и перспективной формой группового обучения навыкам действий в сложных, поэтапно развертывающихся ситуациях и поэтому заслуживает специального внимания. В имитационной игре действия участников соответствуют сценарию, моделирующему какие-либо аспекты социальной действительности. Игровая ситуация характеризуется тем, что отдельные игроки не могут достичь своих целей, действуя в одиночку. В большинстве случаев требуется объединение усилий и ресурсов участников игры для достижения значимых целей. В ходе игры ее участники принимают на себя роли, соответствующие реальной действительности в имитируемой ситуации. Важное достоинство имитационных игр состоит в том, что они позволяют не просто усваивать содержание учебного предмета и знакомиться со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и институтов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений. Имитационная игра — сильный стимулятор активной учебной деятельности школьников, так как достижение целей группы зависит от активности каждого ее участника, от умения ребят планировать и осуществлять взаимодействие друг с другом и с преподавателем.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Структура и состав информационной компетенции при обучении теме «Поиск и хранение информации»
Выделим основные составляющие информационной компетенции, формируемые при обучении теме «Поиск и хранение информации» Таблица Компетенция Формируемые умения Владение способами работы с информацией Поиск в иерархических структурах систематизация, анализ и отбор информации (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.) Владение навыками работы с различными устройствами ...

Формирующий эксперимент. Познавательное развитие детей при восприятии произведений графики
На примере книг, проиллюстрированных Тамарой Григорьевной Юфа, покажем как дети понимают контурную линию. Рассматривая книгу (начиная с обложки), обратим внимание детей на изящество и чистоту тонкой линии, чётко и певуче очерчивающей контур фигур-домов, цветов, людей и т.д. Для повышения познавательного уровня развития детей дошкольного возраста при восприятии произведений книжной графики проведе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru