Игра «путешествие по сахаре»
Цели игры:
- сформировать у учащихся умения составлять образное описание отдельных территорий на основе разнообразных источников географической информации, выявлять по картам взаимосвязи между компонентами ПК;
- развивать умения учащихся выявлять экологические проблемы и определять возможные пути их решения;
- развивать общую культуру учащихся, толерантность, уважение к обычаям народов других стран.
Организация игры
При проведении игры класс делится на 4 группы по 7—8 человек; каждая группа получает одно из заданий и разнообразные источники информации для его выполнения (диапозитивы, хрестоматии, справочники, научно-популярные издания, вырезки из журналов и т. д.). После выполнения заданий учитель выслушивает представителей каждой группы учащихся, организуя обсуждение в классе результатов работы вступительное слово учителя. Сахара, получившая название от арабского слова «сахра», означающего «пустынный край» или «дикая местность», представляет собой величественнейшую пустыню мира, поражающую воображение путника. На значительной своей части эта пустыня антропогенного, не столь давнего происхождения. Сахара сыграла большую роль в истории человечества. Обращаясь к своим солдатам перед битвой у пирамид, Наполеон говорил: «Помните, что с вершин этих пирамид на вас смотрят сорок столетий». Действительно, территория Северной Африки — один из древнейших очагов цивилизации, где в жестокую войну за выживание вовлечены не только люди, но и каждое растение и животное.
Задания для учащихся
1-й вариант (при изучении природы Сахары)
Совершите воображаемое путешествие по одному из маршрутов, предложенных учителем, используя карты атласа, картины, слайды с изображением природы изучаемой территории, художественную литературу, по ходу которого:
- определите географическое положение изучаемой территории, опишите природные условия Сахары по линии маршрута (осадки, температура, циркуляция атмосферы, почвы);
- выявите характер адаптации Сахары к ее природным условиям;
- выявите взаимосвязи между компонентами природной зоны тропических пустынь и составьте схему этих взаимосвязей;
- выясните, в результате какой хозяйственной деятельности населения происходит процесс опустынивания зоны Сахеля (Питает ли засуха засуху? К каким изменениям в ПК приводит антропогенная деятельность?), и подумайте, возможно ли восстановление нарушенных взаимосвязей и при каких условиях; выскажите и обоснуйте предложения по рациональному использованию ресурсов Сахары и их охране.
2-й вариант (при изучении стран, расположенных в пределах Сахары)
- Охарактеризуйте особенности природы, населения и его хозяйственной деятельности на примере одной из стран, расположенных в Северной или Западной Африке, в пределах зоны тропических пустынь;
- изучите особенности кочевых племен Сахары, их приспособления к природным условиям, выраженные в материальной и духовной культуре;
- выявите, какие изменения произошли в природе территории, занимаемой современной Сахарой в исторический период (0 чем свидетельствуют наскальные рисунки на нагорьях Тибести и Ахаггар, труды античных авторов?);
- определите, каково современное экологическое состояние Сахары, предложите свои пути решения проблемы опустынивания, сравните свои предложения с предложениями экологов и реальными мерами, которые предприняты правительствами изучаемых стран.
В исследованиях зарубежных специалистов методике проведения игр уделяется значительное внимание. Зарубежные авторы выделяют три основные группы игр: 1) учебные (кроссворды, головоломки); 2) ролевые; 3) имитационные (ситуационные). Оценивая роль игр в обучении географии, западные методисты отмечают в первую очередь большое значение ролевых и имитационных игр для формирования коммуникативных умений школьников. Тематика имитационных и ролевых игр трактуется ими очень широко. Она может затрагивать экологические аспекты, проблемы рационального природопользования, вопросы расселения, социально-экономического развития отдельных территорий и т. д.
Наряду с играми, достаточно реальными по замыслу, но все-таки абстрактными с позиции формулируемых предложений и выводов, в западной методике широко практикуются игры прикладного характера, построенные на местном материале. Например, в ходе игры «Пешеходная зона», разработанной для немецких школьников, учащиеся должны предложить конкретный план, предусматривающий улучшение дорожного движения в деловом центре своего города. После обсуждения предложений каждой группы и определения победителей их план представляется городским властям.
Похожие статьи:
Формирование волевых качеств с учетом темперамента
Необходимость выделения воли как элемента развивающегося характера ребенка видели многие выдающиеся педагоги (К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко). К. Д. Ушинский писал: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнут только от постоянно усиливающейся деятельности: чрезмерными требованиями можно подорвать и волю, и мускулы и остановить их развитие; но, не давая им упражнения, вы непременно ...
Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...