История искусства книжной графики

Страница 2

Для детской иллюстрированной книги работали известные писатели, выдающиеся живописцы и графики. В конце XIX века к иллюстрированию книг для детей обратились выдающиеся живописцы В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, М.В. Нестеров и др. Они создали яркие, выразительные, запоминающиеся рисунки для детских книг.

Именно с этой поры детская книга окончательно отделилась от взрослой, приобрела свой индивидуальный облик, особую структуру. Отличительными особенностями книг для детей стало обилие иллюстраций, которые подробно раскрывали основные события произведения, и обилие цвета, ставшего одним из основных выразительных средств. Иллюстрации могли даже преобладать над текстом. Сюжет можно было проследить только по одним иллюстрациям. Именно эти особенности сохраняются в дальнейшем в качестве одной из отличительных черт детской книги.

Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат в себе какой-то рассказ (натюрморт, абстракция, историческая картина). Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Для изображения предметов здесь художнику нужно использовать линию, пятно и цвет. В великих произведениях изобразительного искусства можно увидеть органичное слияние и взаимосвязь этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются лишь в том случае, если они полностью удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.

Иллюстрация же может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Литературные произведения вдохновляли и продолжают вдохновлять многих художников. В искусстве прошлого большую роль играли произведения Гомера, Овидия, Вергилия и других античных авторов. Среди этих литературных шедевров следует выделить Библию, Евангелие, произведения Шекспира, Сервантеса. Жанры, в которых художники выражали их содержание, были самыми разнообразными - фреска, станковая живопись, гобелены, роспись на вазах, графика в отдельных листах, эстампах и т.п. И конечно, особенное место принадлежит книге.

Страницы: 1 2 


Похожие статьи:

Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни детей дошкольного возраста
Ведущая деятельность - это деятельность, с развитием которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития. Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивал & ...

Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе
Для того чтобы труд не утомлял детей, нужно соблюдать правила гигиены труда. Летом рекомендуется работать в нежаркие часы дня — утром и вечером. Во время работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным; при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках. Нужно чередовать виды работы. Так, например, посадку и пропо ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru